logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
им. В.Д.Федорова
close

textsms Задать вопрос

Плакаты Великой Отечественной

Время чтения:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,
Идет война народная,
Священная война!

Слова этой песни на стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача известны далеко за пределами нашей страны. Ее считают гимном Великой Отечественной войны. Песня вдохновляла и поддерживала моральный дух советских солдат от начала и до конца этого поистине страшного для человека времени.

Появление песни «Священная война» условно делится на два отдельных этапа. Первым этапом считается 24 июня 1941 года. В этот день в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст будущей песни. Второй этап осуществил народный артист СССР Александр Васильевич Александров, который сразу же написал музыку на слова Лебедева-Кумача. 26 июня песня «Священная война» была впервые исполнена Краснознаменным ансамблем песни и пляски СССР, руководителем которого и являлся Александров, на Белорусском вокзале в городе Москве.

Еще одним символом Великой Отечественной войны является плакат «Родина-Мать зовет!» (рис. 1). Спустя неделю после начала войны, проходившие в Москве по улице Горького, мимо Центрального телеграфа останавливались потрясенные. Во весь огромный фасад соседнего с телеграфом здания был размещен огромный плакат. Поражали не его размеры, поражал удивительный образ на плакате. Седая женщина строго и требовательно смотрит прямо в глаза стоящему перед плакатом. Одна ее рука вскинута вверх, другая держит текст военной присяги: «…Я всегда готов по приказу Рабоче-Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины – Союза Советских Социалистических Республик…». Позади женщины видны множество штыков, символизирующих мощную силу, стоящую за спиной всей страны. Слоган к портрету был взят из одного из стихотворений поэта Андрея Белого.

Священный, близкий сердцу каждого образ Матери-Родины! Образ, который объединил в себе личностное с общественным, судьбу каждого с судьбой всего народа.

Именно таким увидели москвичи плакат художника Ираклия Моисеевича Тоидзе.

Плакат сразу же вышел миллионными тиражами на всех языках народов СССР (специально для фронтовиков были напечатаны миниатюрные версии). У него завидная судьба. Он висел на сборных пунктах и вокзалах, госучреждениях и колхозных конторах, на проходных заводов и в воинских эшелонах, да и просто на улицах, на заборах, на стенах, в домах и на кухнях.

Его видели на башне танка, на щите артиллерийского орудия, на фюзеляже самолета и в Берлине, на колонне поверженного рейхстага.

Оригинал, созданный Ираклием Тоидзе, хранится в Третьяковской галерее, в Москве, а кроме этого, в нескольких городах России имеется еще десять авторских копий, созданных художником уже в конце 1940-х. Прообразом Родины-Матери стала жена художника Тамара Тоидзе.

Автор плаката «Родина-Мать зовет!» создал немало других агитационных материалов, но большую известность получит только этот, родившийся в первый день войны.

Но самым первым агитационным плакатом Великой Отечественной войны был «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» (рис. 2), созданный уже к вечеру 22 июня 1941 г., Кукрыниксами (художниками Михаилом Васильевичем Куприяновым, Порфирием Никитичем Крыловым и Николаем Александровичем Соколовым).

24 июня 1941 г. плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах Москвы и стал неотъемлемой частью по-военному строгого облика столицы. Через несколько дней он начал свою агитационную работу и в других городах страны. Плакат обошел страницы центральных, местных, армейских и фронтовых газет. Он яростно и неумолимо звал на беспощадную борьбу с врагом, многократно умножая ненависть к захватчикам и укрепляя веру в нашу Победу.

В годы Великой Отечественной войны Кукрыниксы создали огромное количество сатирических плакатов, карикатур, а также листовок, которые забрасывались в тыл врага и служили пропуском для сдачи в плен.

С первых дней войны острым оружием идейной борьбы стала политическая графика. Над политическим плакатом начал работать большой отряд советских художников.

Плакаты начального периода войны призывали советский народ к оружию, к борьбе за честь и независимость Отчизны. Художники создавали плакаты, в которых ярко отражался массовый героизм советских людей на фронте и в тылу.

Плакаты были пронизаны пафосом самоотверженной борьбы со смертельным врагом. Именно в это время раскрылись особые качества советского политического плаката – боевого помощника партии, агитатора, пропагандиста, организатора масс. Они помогали ковать великую Победу!

 Плакаты Великой Отечественной. 1941-1945. Фотоальбом / составители и текст А.В. Шумакова, Р.Г. Алеева. – М.: «Планета», 1985. – 199 с., ил.

 Астафьева И.А., зав. сектором Хранения библиотечного фонда Отдела сохранности фондов

 

 


Последние изменения: 01.09.2023 14:05


Читайте также


Уильям Сомерсет Моэм