logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
им. В.Д.Федорова
close

Лингвистический анализ стихотворения Василия Дмитриевича Федорова «Второй огонь»

Любовь горела,

А не тлела.

И все же, к радости моей,

Не до золы она сгорела,

Но, как береза,

До углей. Е – 11 О – 8 (ассонанс с е)

Она,

Ничем не оградима,

Перемежая страсть и гнев,

Вся изошла огнем и дымом

И вся распалась,

Почернев. Е – 9 О - 6

Резкие слоги, резкие твердые звуки с А
(значение протеста, пламенной любви) (1 и 2 6 – стишье)

Погибла?

Нет.

Вернее прочих

Я знаю цену угольку

И каждый черный уголечек

В душе холодной берегу. Е – 11 О - 7

В моей душе,

Как в горне грубом, (ассонанс)

Небесполезно им лежать.

Лишь только б огонек…

Да губы…

Да губы,

Чтобы подышать. Е – 8 О - 7

Не гибнут страсти.

Над враньем

Опять смеюсь.

Мягкие слоги, выражение любви

Пусть не лукавят.

Любовь горит

Вторым огнем.

В таком огне (повтор)

Железо плавят. Е – 7 О - 5

Резкие слоги, резкие твердые звуки
(значение страсти, пламенной любви и резкий ответ героя)

Фонетический уровень:

В данном стихотворении присутствует множество звуков. Было выделено несколько основных фонем: [а], [е], [и], [ю], [у], [о], [ы].  По М. В. Ломоносову:

А – изображение великолепия, яркого чувства.

Е, И, Ю – изображение нежности.

У, О, Ы – изображение сильного чувства: печаль, грусть.

Множество звуков составляет большое количество ассонансов, что придает стихотворению мелодичность.

Звук [р] играет яркую роль в данном стихотворении: оно используется в тех моментах, которые связаны с оппозицией мнению других: любовь живет только раз и умирает. В 1 и 2 шестистишие, в которых лирический герой говорит о том, что любовь не умерла, часто используется звук [р], который вносит резкость в звучание текста. Использование данного звука передает настроение автора: его протест против смерти любви. В 5 шестистишие снова используется данный звук, но уже для выражения позиции героя: он против идеи о том, что герой не может возродиться и «воспылать» снова.

Данный звук звучит в таких слогах как «(ГО)-РЕ-», «РА-(ДОСТЬ)», «ГРА-(ДИ)», «РАС», «ВРАН’», «(ВТО)-РЫМ». Все слоги наблюдаются в тех шестистишиях, в которых автор говорит о не угасании любви и ярко выражает свою позицию. Во всех них перед и после звука [р] идет гласный звук, что позволяет создать образный рык или крик героя в ответ чужой идее.

В третьем шестистишие звук [р] закрыт с обеих сторон согласными звуками, что не дает возможности произнести его с полной силой; или стоит перед гласным и [ч], что способствует снижению силы дрожащего звука, или стоит между [е], что смягчает его. Таким образом, данный отрывок стихотворения звучит плавно и без резких звуков, и в нем герой говорит о своем бережном отношении к любви и к воспоминаниям, связанными с ней. Поэтому данная мелодичность отражает нежность героя.

Лексический уровень:

На основе стихотворения можно вывести две тематические группы: любовь (любовь, радость, не оградима, страсть, гнев, погибла, душа, губы, подышать) и огонь (горела, тлела, зола, сгорела, угли, огонь, дым, распалась, почернев, уголек, черный уголечек, горн, огонек, горит, плавят). В список слов на тему любви были внесены слова «радость», «страсть», «гнев», «душа», так как данные слова герой отождествляет с чувствами, которые он испытывал, а данные чувства связаны с любовью.

Больше слов на тему огня. Любовь отождествляется с огнем, и данное сравнение можно определить так: любовь – это стихия, которая может как угасать, так и разражаться ярким пламенем, не теряя силы и мощи.

Однако любовь больше сравнивается с углем. Герой говорит, что любовь горела ярким пламенем, а не тлела как обычный уголь. Огонь и дым – это образы тех чувств, которые пережил герой. Любовь не умерла – она сохранилась как уголек, который герой очень сильно бережет. Далее автор сравнивает свою душу с горном – печкой, в которой обжигаются керамические изделия. Таким образом, автор показывает, что его душа оживляет любовь, не дает ей умереть и исчезнуть. Он вновь разжигает ее, как уголь, и она начинает гореть вторым огнем.

«Над враньем опять смеюсь» – герой не верит людям, которые говорят, что любовь живет всего один раз.

Стоит отметить, что автор использует высокую лексику «лукавят» для подчеркивания высокого чувства – любви, и для создания образа: люди, которые говорят герою, что невозможно любить второй раз, представляются как змеи-искусители.

Также используются слова «уголек» и «уголечек» по отношению к любви. Автор использует диминутивы для изображения нежности и трепета к своей любви.  «Уголечек» можно считать авторским неологизмом, так как данное слово не отображается в словарях. Словообразование данного уменьшительно-ласкательного слова от диминутива указывает на степень трепетности героя к чувствам и воспоминаниям.

Использование слова «горн» можно считать двусмысленным: оно используется в значении как «печи для обжигания керамических изделий», так и в значении «духовой инструмент», который является символом взывания к чему-либо. Герой призывает его услышать.

В стихотворении отмечены лексические повторы: «Я знаю цену угольку/ И каждый черный уголечек», «Да губы…/ Да губы,», «Вторым огнем./ В таком огне». Повтор «Да губы» указывает на то, что без своей любимой герой не может жить, не может дышать.

Стоит отметить, что в тексте много слов с отриц. Оценкой: частое употребление «не» с глаголами, собственное отрицание «НЕТ», ничем. Однако «небесполезно» с приставкой «не-» имеет, наоборот, положительную оценку.

Словообразовательный и морфологический уровень:

  • Существительные – 27
  • Глаголы – 17
  • Прилагательные - 9
  • Слова с отрицательной оценкой – 7

Данная статистика показывает, что герой сконцентрирован на образах и на их сравнении. Безусловно, действие так же является важным, поскольку автор показывает, как почти угасает и вновь загорается любовь. По моему мнению, в данном тексте слова с отриц. Оценкой имеют место, так как автор часто использует частицу «не» и использует само отрицание «НЕТ», показывая протест против мнения людей, что любовь умирает и не может возродиться.

Уголечек – диминутив от диминутив. Данное словообразование подчеркивает нежность и трепет героя над своей любовью.

Грамматический уровень:

Стихотворение начинается с глаголов прошедшего времени, изображая, что произошло с любовью. Во втором шестистишие времена «переплетаются»: глагол прошедшего времени обслуживает деепричастие в форме настоящего времени («Перемежая страсть и гнев,/ Вся изошла огнем и дымом»). Далее используются глаголы в настоящем времени, так как герой говорит о том, что любовь жива. В последних шестистишиях Василий Федоров использует глаголы в настоящем времени в значении «происходящее сейчас» и в значении «константы»: любовь будет гореть вторым огнем («Любовь горит/ Вторым огнем./ В таком огне/ Железо плавят »).

Все конструкции – двусоставные. Присутствуют как полные, так и неполные двусоставные.

Троеточие в «Да губы…» указывает на забытие героя. Он вспоминает губы и забывается. Но после вновь повторяет «Да губы».

В тексте можно отметить частое использование конструкций с противопоставлением с союзами «а» («Любовь горела,/ А не тлела»), «но» («Не до золы она сгорела,/ Но, как береза, / До углей»). Также присутствуют и сравнения с союзом «как»: «Не до золы она сгорела,/ Но, как береза, / До углей», «В моей душе,/ Как в горне грубом».

Таким образом, лингвистический анализ текста помогает лучше понять стихотворение Василия Дмитриевича Федорова «Второй огонь», так как анализ каждого уровня открывает новые смыслы.

Максимова Наталья Александровна
ДВФУ (Дальневосточный Федеральный университет),
специальность: Филология, кафедра: Русский язык и литература

 

теги: стихи

Последние изменения: 13.04.2022 11:27


Читайте также