logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
им. В.Д.Федорова
close

textsms Задать вопрос

Фольгированный персонаж: какую роль он играет в литературе?

Время чтения:

Как и в любом другом занятии, художественная литература имеет свой собственный набор уникальной и иногда причудливой терминологии, дополненной словами, взятыми из других профессий. Большинство этих терминов относятся к определенным литературным приемам.

Кто такой фольгированный персонаж?

Фольгированный персонаж - это любой персонаж в литературе, который своими действиями и словами подчеркивает и напрямую противопоставляет личные качества и ценности другого (обычно одного из главных героев).

Интересный факт: литературный термин «фольга» происходит от старинной практики ювелиров, когда драгоценные камни размещались на листах фольги, чтобы они сияли ярче. Точно так же и в литературе фольгированный персонаж «освещает» другого персонажа.

Вероятно, что широкое использование слова «фольга» в литературе происходит из пьесы Гамлета по Шекспиру, в котором Гамлет говорит Лаэрту:

«Моя неловкость вам послужит фольгой,
Чтоб мастерство, как в сумраке звезда,
Блеснуло ярче.» (Акт 5, Сцена 2)

Итак, давайте выясним, что представляет собой фольгированный персонаж на конкретных примерах.

Примеры фольгированных персонажей

Пример # 1: Шерлок Холмс и Джон Ватсон

Холмс и Ватсон работают вместе, чтобы раскрыть одни и те же преступления, но действуют совершенно по-разному: Ватсон прагматичен и скромен, что подчеркивает эксцентричность и крайнюю уверенность Шерлока.

Тем не менее, интеллект Ватсона не заслуживает насмешки, поскольку он врач и ветеран. Тот факт, что он неизменно впечатлен эксцентричными решениями Шерлока, только делает Шерлока более блестящим.

Пример # 2: Гарри Поттер и Драко Малфой

Студенты Хогвартса Гарри и Малфой в чем-то удивительно похожи. Они оба умные, амбициозные лидеры и считаются фигурами «высокого статуса». Гарри - знаменитость в волшебном мире, а Малфой - наследник богатого клана.

Эти сходства приводят к конфликту героев, и различия между ними становятся еще более очевидными. По сравнению с эгоистичным Малфоем, который использует свой статус и богатство принижая других, искреннее сострадание Гарри к своим однокурсникам проявляется еще ярче.

Однако еще одна пара, которую часто противопоставляют в Гарри Поттере, - это Драко Малфой и Рон Уизли, начиная с того, что Драко был богат, а Рон был беден. Их соперничество очевидно с самого начала, когда Драко предлагает стать другом Гарри, он отказывается и выбирает Рона.

Пример # 3: Доктор Джекил и мистер Хайд»

В книге «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» доктор Джекилл - респектабельный викторианский джентльмен, проявляющий сдержанность и достоинство. Хайд - злая половина доктора Джекила, которую подавили. Через серию экспериментов доктор Джекилл освобождает мистера Хайда и фактически создает свою собственную фольгу. Дикое и низкое поведение Хайда служит фоном для доктора Джекила, потому что подчеркивает разницу между ними.

Эта фольга уникальна, поскольку Джекил и Хайд - одно и то же лицо, и поэтому служит метафорой двойственности человеческой природы.

Пример # 4: Мэг и Джо Марч

В «Маленьких женщинах» Луизы Мэй Олкотт, фольгированные персонажи демонстрирует ожидания женщин того времени. Самый сильный контраст в романе между сестрами: Мэг - традиционной и рациональной, и Джо – импульсивной девочкой-сорванцом.

С самого начала книги социальный акцент делается на прагматизме и условности: хотя Мэг, и Джо работают, чтобы зарабатывать деньги, они делают это, обучая и заботясь о других (типичные «женские» занятия). Мэг порядочная и женственная, она жаждет богатства и красивой одежды, у нее милая и романтичная натура. Она любит свою семью, выходит замуж и заводит детей - что совпадет с социальными условностями того времени.

С другой стороны, Джо ненавидит заботу о своей тете Марч и осуждает брак. Вместо этого она преследует мечту стать писателем и отклоняет предложение руки и сердца, подтверждая свою независимость. Действия Джо отличают ее от большинства женщин той эпохи, что делает ее уникальной героиней.

Пример # 5: Франкенштейн и его «существо»

В известном литературном произведении Мэри Шелли изображены два главных героя - доктор Франкенштейн и его «существо», которые выступают друг для друга как классические фольгированные герои.

Виктор Франкенштейн уходит из мира, одержимый своей потребностью зарабатывать на жизнь. В процессе он создает свое собственное существо, которое жаждет общения и понимания - именно того, чего нет у Франкенштейна.

Почему фольга используется в литературе?

В художественной литературе фольгированные персонажи играют важную роль. Они могут:

1. Создать контраст с чертами главного героя.

Фольга предназначена для привлечения внимания к качествам главного героя (как положительным, так и отрицательным), резко контрастируя с ними. Например, доброту человека можно легко игнорировать, но по сравнению с жестокостью другого человека ее легче заметить.

2. Показать противоречивую систему убеждений или поведение.

Не всегда мы понимаем отдельно взятого персонажа, его убеждения, что толкает его к тем или иным действиям. Но как только появится другая система поведения, читатель проникнется мыслями и чувствами главного героя. Например, если бы Ромео был отдельным персонажем, мы восприняли его как просто влюбленного мальчика в романе Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Но если сравнить его с лучшим другом - Меркуцио с логичными взглядами на любовь, то мы увидим, что страсти Ромео граничат с одержимостью.

3. Определить, что отличает главного героя от других.

Еще один эффект фольги заключается в том, что они дают читателю возможность представить себе «а что, если»? Например, в «Приключениях Гекльберри Финна» Марка Твена Гек делает выбор, руководствуясь своей логикой и моральным компасом (воспринимает объективное, подлинное добро), а Том, движимый духом искателя приключений проливает свет на проблемы общества. Это показывает читателю два противоположных подхода к одной ситуации.

Авторы используют фольгу, чтобы помочь читателям раскрыть характеры и понять мотивацию героев. А также создать напряжение и конфликт между персонажами, что сделает чтение более увлекательным.

Автор: Печерская М.А., главный библиотекарь
Отдел развития информационной среды



Последние изменения: 01.09.2023 14:33


Читайте также