logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
им. В.Д.Федорова
close

Необычные имена персонажей

Гарри Поттер. Шерлок Холмс. Вилли Вонка - популярные имена персонажей, которые засели в глубине вашей памяти. Знаменитое имя может показаться простым (Джеймс Бонд) или диковинным (Китнисс Эвердин), но независимо от того, пришло ли оно из одноименной книги или произошло из случайного набора слогов, скорее всего, вашего любимого персонажа назвали не просто так.

Итак, перефразируя Джульетту, что в имени? Ну, это сложный вопрос. Дракула, например, имеет этимологию, уходящую корнями в румынскую историю, в то время как Гарри Поттер был просто комбинацией имени, которое нравилось Дж. К. Роулинг, и фамилии ее соседей в детстве. А. А. Милн назвал любимого ослика Кристофера Робина Иа. Догадались почему? Потому, что это звук, которое издает животное.

Можно выделить определенные типы имен, которые гарантированно запомнятся читателям.

Те, что легко слетают с языка

Есть несколько литературных элементов, которые касаются того, как похожие или контрастирующие звуки могут влиять на привлекательность письма. Хотя большинство людей не читают романы вслух, но у всех есть голос в голове, который проговаривает «вслух». И этот голос обращается к именам, которые звучат привлекательно.

Аттикус Финч

У Аттикуса Финча из романа «Убить пересмешника» многосложное имя и односложная фамилия. Таким образом, это звучит почти как ритм. И нет ничего более запоминающегося, чем ритм.

Виктор ФранкенштейнВиктор Франкенштейн

Творческое использование созвучия также может носить имя. Повторение согласных (или, по крайней мере, звуков, которые они обозначают) — один из эффективных способов создать запоминающийся оборот речи. Твердые «Т» и «Р» в «Викторе Франкенштейне» придают ему безошибочно угрожающее звучание — идеальное для главного героя готического романа ужасов.

Те, что хорошо смотрятся на странице

Книги — это прежде всего визуальное средство, поэтому лучшие имена персонажей – это те, что хорошо смотрятся на странице. 

Гумберт Гумберт

Повторение — еще один широко распространенный литературный прием, который используется, когда речь идет об именах персонажей. Возьмем этот пример из «Лолиты», где Набоков использует повторение, намекая на последовательную двойственность своего главного героя - злодея Гумберта Гумберта. Добропорядочный обыватель и растлитель малолетних, охотник и жертва, убийца и слабак – этот персонаж сочетает в себе все эти качества.

Пип

Чарльз Диккенс написал один из величайших романов 19 века, а затем дал главному герою трехбуквенное имя. Почему? Ну, во-первых, это палиндром (хоть и очень короткий) - слово, которые одинаково читаются слева направо и справа налево. А, во-вторых, прозвище Пип подходит для кого-то маленького и, казалось бы, незначительного, кто может вырасти и стать огромным и величественным. Другими словами, персонаж с большими ожиданиями.

Но, несмотря на то, что Диккенс был плодовитым создателем забавных имен (Мартин Чезлвит, мистер Памблчук, Бетси Тротвуд… список можно продолжать и продолжать), он далеко не единственный автор, который использует имена, чтобы передать характер персонажа. Далее мы рассмотрим еще несколько примеров.

Те, что передают характер персонажа

Ганнибал Лектер

Лектер Томаса Харриса - самый известный каннибал в литературе. Случайно ли его имя? Имя убийцы-людоеда удобно рифмуется со словом каннибал, но это также имя и древнего воина Ганнибала, генерала карфагенской армии и, возможно, одного из величайших военных стратегов в истории. Как и его тезка, Лектер также очень стратегичен, играя с людьми вокруг себя, как с шахматными фигурами. Интересный факт, что слово происходит от старофранцузского lechier, «жить в разврате или обжорстве».

Холли Голайтли «Завтрака у Тиффани»Холли Голайтли

Главная героиня «Завтрака у Тиффани» Трумэна Капоте, прославившаяся благодаря Одри Хепберн в одноименном фильме, носит фамилию Голайтли — наводящую на мысль о ее легкомысленном характере и нежелании воспринимать вещи слишком серьезно. Это ловкий трюк со стороны Капоте: он создает реалистично звучащее имя, которое, приоткрывает внутренний мир человека.

Те, что вошли в современный лексикон

Имена персонажей могут быть настолько знаковые, что становятся частью нашего лексикона. Скряга Чарльза Диккенса Скрудж стал синонимом скупости и ненависти к праздничному сезону. Кто-то, кого называют «Донкихотом», также идеалистичен и нереалистичен, как знаменитый персонаж Сервантеса, в то время как «Поллианна» является чрезвычайно жизнерадостным оптимистом, как и главный герой романа Элеоноры Х. Портер.

Эбенезер СкруджЭбенезер Скрудж

Начнем с фамилии, которая, честно говоря, одна из лучших в художественной литературе. Скрудж… в этом слове изначально есть что-то скупое, даже злодейское – это тот, кто ненавидит сезон подарков и хранит свои деньги при себе. А имя Эбенезер происходит от еврейского слова, означающего «камень» — довольно подходящее сравнение для каменного сердца Скруджа: «Твердый и острый, как кремень… тайный и самодостаточный». 

Гринч

Гринч - вымышленный персонаж, созданный доктором Сьюзом, сердце которого «на два размера меньше». Его имя происходит от слова «сердитый» и обозначает любого недовольного ворчуна, который портит удовольствие другим.

Если подумать… имена персонажей на самом деле являются специфическим литературным приемом, который может использовать автор самым скрытным образом. Они могут излучать теплоту или прохладу, фамильярность или суетливость, доверие или подозрительность. Правильное имя раскрывает характер персонажа и даже может передать часть его истории.

Автор: Печерская М.А., главный библиотекарь
Отдел развития информационной среды


Последние изменения: 27.05.2022 11:14


Читайте также