logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
им. В.Д.Федорова
close

textsms Задать вопрос

Мы все живем в одной деревне

Время чтения:

Маршалл Маклюэн еще до создания интернета предсказал, как мы будем жить, и оказался прав.

По мнению канадского ученого почти все, что мы видим вокруг – это медиа. Даже сам человек – это ходячий информационный портал.

Феномен «медиа» зародился не в XX веке, а даже раньше – в XIX. Кстати, большой вклад для человечества в понимании медиа внесли наши соотечественники: Павел Николаевич Яблочков и Александр Николаевич Лодыгин. Русские ученые изобрели лампочку. Казалось бы при чем тут обычная лампочка и медиа?

Главный тезис Маклюэна звучит так: «The medium is the message» – Медиа и есть сообщение. Автор утверждает, что любое средство коммуникации является источником информации. Электричество – это форма для сообщения, которое несет в себе какое-то содержание и воздействует на человека независимо от того хочет он этого или нет. Электрический свет лампочки помогает нам читать, увидеть скрытую в темноте информацию, а также выводит на экраны смартфонов изображение с контентом.

Вроде все понятно и просто, но Маклюэн считает средствами связи почти все, где есть электричество. При жизни Маклюэна смартфоны еще не появились, но использовалась телефония, радио и даже появилось спутниковое телевидение. Все эти средства, по мнению писателя – расширение органов чувств человека вовне.

Благодаря развитию гаджетов, люди стали ближе друг к другу. Речь идет даже не о родственниках. Мы стали ближе к представителям другого класса, например, к тем же звездам. Ведь теперь, чтобы увидеть или услышать концерт любимого исполнителя не обязательно куда-то ехать, покупать билет или быть другом певца. Достаточно посмотреть запись или прямой эфир.

Точно также мы чувствуем свою сопричастность с любыми знаменитостями. Через радио, подкасты или выступления мы слушаем их речи и делаем вывод: близки их рассуждения нам или нет.

Кстати, если вы считали автомобиль роскошью или средством передвижения, то Маршалл Маклюэн добавляет ему категорию информации. Мало того, что он уменьшает время для передачи сообщения, так и сам является информацией. Марка автомобиля многое скажет нам о водителе: сфера работы, примерный доход, хобби и даже политические взгляды.

В человеческом организме тоже есть электричество. С помощью гаджетов мы не только расширяем возможности осязания, слуха и зрения, но и создаем огромную коллективную нервную систему. В медиа пространстве контент так или иначе вызывает у нас реакцию. Мы можем отреагировать на него в реальном мире, так и в виртуальном с помощью комментариев, лайков, репостов. Из-за активного расширения вовне, по мнению Маклюэна, мир превратился в глобальную деревню, а все люди стали соседями.

Если у человека даже в самом глухом селе есть интернет, то он будет в курсе всего происходящего в мире. Из-за этого мы можем увидеть феномен сопричастности, когда бабушка из деревни Таежная Михайловка солидаризируется, например, с американским движением Black Lives Matter.

Каждое новое средство связи, социальная сеть или приложение меняет представление человека о способе коммуникаций и влияет на дальнейшее поведение. Казалось бы, почти все мы умеем говорить, но когда в 2020 году появилась социальная сеть Clubhouse, суть которой именно голосовое общение, то это на несколько дней взорвало интернет. Ведь не было никакой другой площадки, где взаимодействовать с группой пользователей можно только голосом.

Не забывайте, что книга – это тоже медиа. После прочтения каждой вы становитесь другим человеком, ваш объем знания увеличится, а поведение изменится. После прочтения «Понимание медиа» или этого текста вы наверняка уже не будете прежним.

Автор: Максим Герасименко 


Последние изменения: 01.09.2023 14:12


Читайте также