Недавно в этой рубрике рассматривали книгу Донны Тартт «Тайная история», а сейчас поговорим о ее нашумевшем романе – «Щегол».
«Щегол», действительно, очень громко заявил о себе в литературном мире. Будто бы взрыв со страниц романа дошел до реального мира. В середине 2010-ых годов о нем говорили, наверное, все критики и книжные блогеры. Ведь далеко не каждому художественному произведению дают Пулитцеровскую премию.
Каждую свою книгу Донна Тартт пишет примерно по 10 лет. Поэтому, ее романы выглядят весьма объемными. Читатель из-за этого может отложить знакомство с творчеством автора в долгий ящик, но стоит только за него взяться и вас уже невозможно оторвать от страниц.
Длительная работа над книгой дает свои результаты. Все романы наполнены невероятной атмосферой. Детально описаны быт и интерьеры, однако это не кажется лишним или затянутым, как в романтизме. Все эти описания лишь дополняют историю.
Немного пройдемся по сюжету без спойлеров. Сначала идет спокойное повествование о жизни главного героя – мальчика Тео. Он живет с мамой, отец ушел от них и он неизвестно где. Впрочем, это и неважно, потому что им вдвоем весьма неплохо. Все это ненавязчиво описывается до момента, когда подросток вместе с матерью приходит в художественный музей в Нью-Йорке.
Внезапно происходит теракт. Мать Тео погибает. Пробираясь в горящем здании к выходу, мальчик находит умирающего старика. Он пытается ему помочь, но все тщетно. Мужчина перед смертью дает Тео кольцо и картину голландского художника Карела Фабрициуса «Щегол». Тео одиноко сидит в своей квартире и не понимает, что делать с картиной и как ее вернуть в музей.
Вроде бы сюжет ясен, но читателя вежливо ведут в другую сторону. Потому что главного героя начинает мотать по всяким социальным работникам, психологам, полицейским с их допросами. Его принимает к себе жить обеспеченная семья, он знакомится с реставратором мебели и проникается этим ремеслом. А помните была какая-то картина… ?
И вот как только у читателя складывается впечатление, что все наладилось, случается новый «теракт» – нет, не сюжетный и не реальный, а художественный. В текст вплетаются новые герои и обстоятельства, которые вынуждают Тео вспомнить о картине и решить, что с ней делать.
Думаете, так происходит один раз? Да ни в коем случае! Роман напичкан этими текстовыми взрывными устройствами. У читателя не остается времени даже заскучать. Тем более, когда ты уже забыл о картине и о внутренних переживаниях главного героя, она о себе торжественно напоминает.
Впрочем, в перерывах между сменой сюжетов не менее интересно. Тартт прекрасно описывает ту же антикварную мастерскую. Вы как будто сами видите структуру дерева на мебели, инструменты и чувствуете запах лака.
Сама история имеет открытый финал. Автор дает возможность читателю самому додумать, как завершить роман. Точнее, только историю Тео. Ведь картина никуда не делась – она вечна. Потому что «Щегол» – это великое произведение искусства, а искусство навсегда остается во времени: и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.
Если вас заинтересовал «Щегол», то приходите к нам в библиотеку и спрашивайте роман на городском абонементе.
Автор: Максим Герасименко,
Главный библиотекарь.