По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Михаил Лермонтов
Ангелы, Архангелы, Власти, Силы, Престолы, Херувимы, Серафимы и весь духовный невидимый мир был создан Богом еще до сотворения видимого мира и человека. В начале сотворил Бог небо (Быт 1, 1). Под небом здесь святые отцы понимают мир небесный, горний, приближенный к Богу и населенный бесплотными духами — Ангелами.
О предназначении святых Ангелов говорит Священное Писание: Не все ли суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр 1, 14).
Назначение Ангелов — служить Богу и помогать людям в делах спасения. Священномученик Серафим (Звездинский) пишет о способностях и свойствах Ангелов: «Как духи бесплотные, Ангелы не знают ни нашего пространства, ни времени; наши способы передвижения, сопряженные со многими усилиями и трудностями, им неведомы. Ангелы быстролетны, быстродвижны: Ангел сейчас в одном месте, в мгновение ока — в другом; ни стен, ни дверей, ни запоров для Ангелов нет.»
В духовной литературе слова Архангел и Ангел употребляются в двух значениях — частном и общем.
В священных текстах Ангелы это служебные духи, Божии посланники к людям. Слово «ангел» с греческого переводится как «вестник». Слово это относится ко всем Небесным бесплотным Силам. Отсюда выражение – «весь ангельский мир». В греческом языке слово «архи» значит «начало». Поэтому Архангелы это верховные Ангелы, начальники над всеми Ангелами (см.: Иуда, гл 9; 1 Фес 4, 16). По учению Церкви, Архангелов восемь: Михаил Архистратиг (это имя значит «кто как Бог»), Гавриил («сила Божия»), Рафаил («помощь Божия»), Уриил («Бог — свет мой»), Селафиил («молитва к Богу»), Иеремиил («высота Божия»). К Архангелам причисляются еще Иегудиил «(хвала Божия») и Варахиил («благословение Божие»).
Слова Ангел и Архангел употребляет в своем творении «Небесная иерархия» священномученик Дионисий Ареопагит, но в ином значении — когда говорит о девяти чинах. Согласно святому Дионисию, небесная иерархия имеет три степени, а в каждой степени три чина:
— Серафимы, Херувимы, Престолы;
— Господства, Силы и Власти;
— Начала, Архангелы и Ангелы.
Архангелы, составляющие восьмой чин, являются старшими по отношению к девятому чину — Ангелам.
Высшая степень, предстоящая Богу, - это Серафимы и Херувимы. Слово Серафимы переводится как «пламенеющие». Серафимы – высшие духовные существа, наиболее приближенные к Богу, пламенеющие любовью к Господу. Поэтому они изображаются возле престола Вседержителя в виде существ с человеческим ликом в окружении шести красных крыльев. Красный цвет – символ пламенной любви к Богу.
Слово Херувим в переводе с древнееврейского означает «мудрость». Это значит, что Херувимы обладают высшей духовной мудростью. На иконах они изображаются в виде человеческого лика, окруженного шестью или четырьмя крыльями голубого или зеленого цвета. Херувимы предстоят престолу Божию. Их часто изображают держащими престол, на котором восседает Господь.
В Ветхом Завете, в повествовании о грехопадении и изгнании первых людей из рая говорится, что Херувим был поставлен с огненным мечем охранять двери рая. Много упоминаний об ангелах и в Новом Завете. Они являлись вестниками самых главных событий новозаветного откровения. Например Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии возвестить ей благую весть о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа (Благовещение).
Господь создал всех Ангелов светлыми и добрыми. Он дал им свободную волю. Но часть Ангелов злоупотребили своей свободой и встали на путь противления, бунта против Бога.
Гордость — первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым гордецом, учинившим бунт, стал самый могущественный ангел — Денница (в переводе с еврейского — «утренняя звезда»), который не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих Ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и Ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана — Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» (Ис 14, 12).
Последний чин - Ангелы - наиболее близки к людям.
Ангелы возвещают нам волю Божию, наставляют в добрых делах и святой жизни. Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо помогает человеку во время всей его земной жизни. «Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы-Хранители у всякого».
В духовной практике принято считать, что человеку при жизни сопутствуют два Ангела, один из них — Ангел Хранитель. Оба Ангела являются в момент смерти. Ученик преподобного Макария Александрийского (умер в 395 году) рассказывает: «Когда мы шли по пустыне, видел я двух Ангелов, которые сопровождали святого Макария, один — с правой стороны, другой — с левой». В конце XIX века в России был опыт многочасового пребывания души вне тела. К. Икскуль, автор книги «Невероятное для многих, но истинное происшествие» (Троицкий листок № 58. Сергиев Посад, 1910), тоже говорит о двух Ангелах: «Итак, что же дальше было со мною? Доктора вышли из палаты, оба фельдшера стояли и толковали о перипетиях моей болезни и смерти, а старушка-няня (сиделка), повернувшись к иконе, перекрестилась и громко высказала обычное в таких случаях пожелание мне:
— Ну, Царство ему Небесное, вечный покой...
И едва она произнесла эти слова, как подле меня явились два Ангела; в одном из них я почему-то узнал моего Ангела Хранителя, а другой был мне неизвестен».
Когда же, по учению Церкви, к человеку приставляется Ангел-Хранитель? Заключительная молитва канона Ангелу-Хранителю говорит совершенно однозначно: «от святого крещения» – нового рождения водой и Духом. Песнь 7 этого канона указывает и на какой срок: «от Бога дарованного ми во веки», то есть Ангел-Хранитель сопровождает каждого христианина не только от св. крещения и до окончания земного пути, но и после.
Что значит День Ангела?
Многие считают, что Ангел Хранитель есть святой, имя которого мы носим. Отсюда, мол, именины и называются днем Ангела. Это явное заблуждение. Оно легко опровергается утренним правилом: одна молитва обращена к Ангелу-Хранителю –
совершенно другая – святому, во имя которого крещен христианин».
Итак, день Ангела это день нашего крещения, а именины это день в который отмечается память святого имя которого мы носим.
Некоторые заблуждения еще могут быть связаны еще с тем, что раньше детей крестили и записывали в церковную книгу в один день и этот же день считался днем рождения человека и христианина.
Участие Ангела Хранителя в жизни христианина
Ангелы вообще и Ангелы-Xранители в особенности принимают живое и деятельное участие в нашей судьбе. Ангелы-Xранители делают для нас все, что служит к истинному нашему благу и спасению. Невидимо пребывая при нас постоянно, они, руководствуя нас ко спасению, не только по нашему желанию таинственно наставляют нас на все доброе и полезное, не только возносят наши молитвы к Богу, но еще и сами от себя охраняют и защищают нас от врагов видимых и невидимых и ходатайствуют за нас пред Богом. Поэтому-то Православная Церковь и учит нас почитать и призывать в молитвах наших Ангелов-Xранителей, как ближайших духовных наших наставников и покровителей.
Тропарь Ангелу-Xранителю
Ангеле Божий, / хранителю мой святый, / живот мой соблюди во страсе Христа Бога, / ум мой утверди во истиннем пути, / и к любви горней уязви душу мою / да тобою направляемь / получу от Христа Бога велию милость.