Аннотация к выпуску
Здравствуйте, дорогие друзья!
Сегодня продолжаем цикл подкастов «Кузбасская литература» и знакомимся с произведением Андрея Куприянова и Юрия Манакова «Кузя учится стрекотать».
Вы когда-нибудь были на другом берегу Томи – там, где крутой берег, поросший жёсткой степной травой, обрывается к воде? Среди скатившихся с кручи камней здесь встречаются восхитительные зелёные лужайки.
На одной из таких лужаек жил маленький зелёненький кузнечик. Звали его Кузя. Больше всего на свете он любил качаться на упругой травинке, греться на солнышке и мечтать.
Место было тихое, несмотря на то, что недалеко, на другой стороне реки, шумел большой город. Как только всходило солнце, все кузнечики начинали стрекотать. Кузя тоже несколько раз пробовал, но у него ничего не получалось.
— Для того, чтобы звук получался сильный и чистый, — учил его дедушка Козьма Кузьмич, важно шевеля своими длинными усами, — надо приподнять и раздвинуть надкрылья, а затем мелко-мелко задрожать ими.
—Теперь смотри, — дед приподнял надкрылья и стал мелко-мелко ими вибрировать.
Над полянкой раздалась кузнечиковая трель, которую тут же подхватили другие кузнечики.
Кузя пробовал сделать так же, но ничего у него не получалось.
— Дед, а зачем нам стрекотать? — спросил Кузя. — Разве нельзя просто сидеть и качаться на травинке, а когда пойдёт дождь, забраться под большой лист лопуха и помечтать о дальних странах?
— Для того, Кузя, чтобы другие кузнечики знали, что эта полянка занята нами, и не смели вторгаться на нашу территорию.
— А что будет, если они придут? — не унимался Кузя.
— Тогда не хватит еды, и мы станем голодать, — дед сладко зевнул и закрыл глаза.
— Дедушка, а что такое «голодать»? — Кузя подёргал за крыло задремавшего на солнышке старого кузнеца.
— Да ну тебя, — отмахнулся от него дед и поглубже придвинулся в тень.
«Вот так всегда, — подумал Кузя, — никто ничего не хочет объяснять». А ему так хотелось знать: откуда взялась трава, почему она зелёная, почему надо стрекотать и что за этой полянкой? Кузнечик попытался оттолкнуться задними ногами и прыгнуть, но прыжок не получился, и он неуклюже сполз по стеблю вниз.
«Никому я не нужен, — решил Кузя, — прыгать я не умею, стрекотать не умею, летать не умею. И не получится из меня настоящего кузнечика».
— Кузя, — услышал он голос учительницы Кузьминки, — пора прыгать на уроки.
Больше всего Кузя не любил учить уроки. Он уже сейчас представил, как их зелёная учительница твердит одно и то же: «Это нельзя, то нельзя, туда не ходи, этого не делай...» Скучно.
Но делать было нечего, он медленно пополз к большому нагретому камню, возле которого собрались молодые кузнечики. Сегодня был урок ботаники.
«И кто только придумал эту ботанику? — возмущался про себя Кузя. — Подумаешь, трава, так она вся одинаковая, зелёная».
— Внимательно смотрите сюда, — поучала Кузьминка. — Вот здесь я собрала полезные растения, которые можно есть, а с этой стороны — растения вредные, ядовитые и несъедобные.
«Какая разница, растение вредное или ядовитое? Оно всё равно несъедобное, — думал Кузя, изучая формы облаков, которые плыли над широкой рекой. — Вот бы сейчас прыгнуть высоко-высоко, заскочить на облако и оттуда увидеть всю землю! Тогда не надо будет учить географию».
— Кузя, — голос учительницы вернул его на землю, — это растение можно есть? — И она протянула веточку с красными ягодами.
— Конечно, можно, — сказал Кузя и отважно надкусил один из плодов. И тут же пожалел об этом: весь рот обожгло горечью. Надо было быстрее прополоскать горло.
— Кузя, я тебе дала несъедобное растение — татарскую жимолость, от неё пожжёт язык и перестанет, но, если бы это были ягоды волчьего лыка или семена белены, ты мог сильно отравиться.
Придётся тебе поставить двойку.
«Подумаешь! Очень надо расстраиваться, — думал Кузя. — Вот возьму и уйду куда глаза глядят, стану великим путешественником. Тогда все будут просить: «Кузя научи, Кузенька расскажи», а я им припомню, как мне двойки ставили». И он опять размечтался.
— Кузя, — услышал он снова голос учительницы, — ответь: почему наш край называется Кузнецким?
— Потому, что здесь живём мы — кузнечики, — ответил Кузя.
Все кузнечики вокруг весело расхохотались.
— Всё, моё терпение лопнуло, — сказала Кузьминка. — Ты невнимателен, ленив и не хочешь учиться. Можешь идти на все четыре стороны. Только смотри, не высовывайся из зелёной травы, иначе пропадёшь.
«Опять она меня учит. А я, наоборот, уйду и не вернусь».
Кузя смело перескочил с одной травинки на другую, с камушка на камушек и скоро доскакал до края полянки. Дальше громоздились серые камни.
Над подкастом работали:
Подбор материала к выпуску: Миронова Лариса
Читает: Даунарас Галина
Монтаж: Владимир Лу