logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
им. В.Д.Федорова
close

О творчестве Эдисона Васильевича Денисова

00:00
00:00
podkast-cover

Всем доброго времени суток, вы слушаете подкаст «Музыкальные магистрали», у микрофона Анастасия Воробьева - руководитель пространства «Точка пения!», которое дарит нашим гостям вокальную терапию, квартирники и лекции о музыке.

Эдисон Васильевич Денисов родился 6 апреля 1929 года в Томске. Его отец — Василий Григорьевич — был радиофизиком. Мать Антонина Ивановна Титова — врач, долгое время проработала главным врачом туберкулезного диспансера.

Родители Эдисона не были музыкантами. Хотя, мама будущего композитора, обладая хорошим слухом и красивым голосом, пела, а отец неплохо владел фортепиано. Родители хотели отдать сына в музыкальную школу, но он категорически отказался, отозвавшись о музыке как о «девчоночьем занятии». Эдисону нравилась математика. С двухлетнего возраста он интересовался числами, в пять лет увлекся химией.

Заниматься музыкой Денисов начал неожиданно для себя и для родителей. В общежитии аспирантов филиала университета — Сибирского физико-технического института, где жило семейство Денисовых, он услышал мандолину, на которой иногда играл их сосед

 Единственной возможностью учебы для шестнадцатилетнего юноши оказались курсы общего музыкального образования. Учиться было нелегко, Занятия проходили по вечерам, инструмента дома не было. Поздно вечером приходилось заниматься на пианино в детском саду. Позанимавшись некоторое время на курсах общего музыкального образования, Эдисон Денисов поступил на фортепианное отделение томского Музыкального училища.

В свое время Денисову предстояло сделать сложный выбор между математикой и музыкой, потому что в обеих сферах Денисов показывал высокие достижения.

Мне приходит сейчас на ум высказывание моего педагога по сольфеджио Мороз Татьяны Ивановны: «Настя, музыка и математика лучшие подруги!» И это действительно так! Просматривая невероятно-поучительные интервью Эдисона я вспоминаю, как он говорит, что музыка и математика близки. Как в высшей математике доходишь до предела и начинается невероятный полет души, так и в музыке. Еще к этим двум направлениям композитор добавлял живопись! С холстом и красками происходит похожая работа. Любое преломление света на картине дает свой подтекст живописи, так и эмоциональное преломление темпа исполнения музыки – переносят каждого из нас в свой мир.

Летом 1951 года Эдисон стал студентом композиторского отделения консерватории. По настоянию Шостаковича будущий композитор поступил в класс Виссариона Яковлевича Шебалина.

В 1966 году Денисов был занесен в черные списки диссидентов. Его сочинения запрещены к исполнению до середины 80-х годов. Эдисон Деннисов был тем самым авангардистом. XX век – эпоха смелых экспериментов в искусстве. Композиторы, художники, поэты и писатели искали новые средства, которые могли бы отобразить современность во всех ее противоречиях и контрастах. он сочинял сонаты, кантаты и целые симфонии с уникальным звучанием. Эдисон как говорили его коллеги-композиторы, был тем самым толкачом, смелым и не с ходившим с пути.

 «…Жизнь Эдисона Денисова насыщена многочисленными интересными событиями и испытаниями. Его независимость и бескомпромиссность часто становились причиной трений и конфликтов с официальными советскими организациями. Тем не менее Денисов никогда не изменял ни себе, ни своим моральным принципам, даже если от этого немало страдало продвижение карьеры или повседневный комфорт. “Нести свой крест” и “быть Дон Кихотом” — таковы были его неизменные категорические императивы…» говорила Екатерина Купровская


Читает: Воробьева Анастасия

Последние изменения: 29.03.2022 09:59


Слушайте также