Чай – известный и всеми любимый напиток во всем мире. Он универсален в любую погоду. Летом уравновешивает температуру тела и облегчает восприятие жары, осенью помогает легче перенести холод и слякоть, а зимой делится согревающей энергией.
В век информационных технологий все знают, что родиной этого живительного напитка является Китай. По легенде чай впервые открыл китайский правитель Шэнь-Нунг, когда в его пиалу с кипятком упали несколько оторванных листков с дерева из рода Camellia. Так, гласит предание, и появился целебный настой с чудесным ароматом.
Стоит отметить, что все многообразие сортов чая (черные пуэры и любао, красные, зеленые, белые и желтые) - это разновидности одного и того же растения camellia sinensis. Разницу между ними создают технологии: сушка, обработка листьев, обжарка, ферментация и выдержка. А еще место, где растет чай. Именно из китайских регионов, благодаря сочетанию климата, состава почв, положения между горами и морем, происходит выдающееся разнообразие чайных вкусов.
Разные сорта дарят разное настроение: веселят, бодрят, расслабляют, согревают, охлаждают, некоторые буквально пьянят. И это не самовнушение, а реальный эффект, как и знаменитое ча ци - чайное состояние, энергия чая.
Об истории появления чая, искусстве и традициях чаепития, таинстве изготовления древней чайной посуды, целебных свойствах и секретах чайной косметологии рассказывает профессор лингвист Валентина Малевич в книге «Чай. Чаепитие по всем правилам». Долгое время она жила, работала в Китае, Южной Корее и с увлечением изучала культуру, традиции народов Юго-Восточной Азии. В издании, которое по праву можно назвать энциклопедией чайного ритуала автор раскрывает новые стороны культуры чаепития, связанные с историей чая.
Из книги можно узнать, что долгое время чай был привилегией монахов и обеспеченных слоев населения. Его использовали для поддержки сил во время медитации, а богатые люди – как сильное лекарственное средство, в том числе, и как средство от похмелья.
Постепенно чайный напиток стал важным элементом экономики Китая. Им торговали с соседними государствами, а позже и с европейскими, в том числе и с Россией. В азиатских странах чай так же стал доступен всем сословиям. В связи с этим повысился рост его потребления. Стала активно развиваться традиция чаепития, а она в свою очередь, привела к развитию изысканной керамики, которую люди использовали для заваривания, смешивания и питья чая, а также для хранения чайных листьев. Для каждого сорта чая в Китае был создан свой фарфор, сохраняющий и подчеркивающий уникальные свойства чайных листьев. Строились китайские чайные домики, которые стали прообразами аналогичных сооружений в Японии и причиной моды на чайные беседки в Англии. «Так посещение чайного домика, неспешное, исполненное чувством собственного достоинства участие в ритуальном действии испития, иначе не скажешь, драгоценного живительного напитка, любование прекрасными произведениями искусства – отдых для души, небольшая передышка в повседневной напряженной жизни…» - отметила Валентина Малевич, побывав в одном из таких мест.
Кстати, китайцы не акцентируют внимание на чайном ритуале. Ритуал не самоцель, а инструмент, который позволяет правильно заварить чай. Главное действующее лицо чаепития не чай и не чайный мастер, а гость.
В Японии же чайная церемония превратилась в настоящее искусство и стала уникальным способом успокоить ум перед боем, отрешиться от всего сиюминутного. Именно поэтому в ней нет ни одной непродуманной детали, все имеет свой смысл, символ. И даже чайный павильон призван погружать в особое состояние ума, в аскетическую простоту: человек вроде бы в мире и вроде бы вне его.
Именно в Японии существуют разные формы чайной церемонии. Среди них есть несколько строго установленных.
Ночной чай начинается при луне. Гости приходят примерно в половине двенадцатого и уходят не позже четырех ночи. Для него обычно заваривают порошкообразный чай. Он приготавливается на глазах гостей и подается с различной легкой едой, так как из-за крепости на голодный желудок его не попьешь.
Чай с восходом солнца пьют примерно в три или четыре утра. Гости при этом остаются до шести часов утра.
Вечерний чай начинается около шести часов вечера.
Утренний – практикуется в жаркую погоду, на него приходят к шести утра.
Послеобеденный чай обычно подается примерно после часа дня и обязательно с пирожным.
А еще существует специальное чаепитие, которое организуется по случаю какого-либо торжества и семейное. Последнее призвано для поддержания в доме мира, любви, доверия и дружеских чувств.
Особый раздел книги посвящен целебным свойствам чая и косметическим секретам.
Например, когда глаза сильно воспалены, веки подпухли полезно делать компрессы. В шитье из мягкой ткани мешочка величиной с глазную впадину необходимо всыпать немного чая. Поместить мешочки в чашку с кипятком и оставить на 5-10 минут. Затем, пока они теплые положить одновременно на оба глаза. Такой компресс станет отличной профилактикой от раннего появления морщинок вокруг глаз.
А замороженные чайные кубики отлично очистят кожу, микрососуды лица и рук. Холодный чай для утомленных ног и рук по своей тонизирующей эффективности – ни с чем несравнимое средство, а также является отличным противогрибковым препаратом.
Приготовление чайных блюд также является одной из древнейших традиций. Существуют тибетские рецепты приготовления напитка с жиром и молоком. Эти блюда, а также английский чай со сливками в Китае называют чайным супом. К чайным блюдам относятся напитки с солью, лимоном, медом, и другими специями и наполнителями. Для этой цели обычно берут темно-медные чаи «Пуэры», которые прошли длительный процесс ферментации, в ходе которых в них был снижен процент содержания кофеина. А зеленый чай используют для приготовления светлых супов и рисовых чайных каш.
Автор отмечает, что модные рецепты знаменитых китайских чайных домиков до сих пор остаются актуальными и в 21 веке.
Например, чайный напиток с цветками розы и молоком восстанавливает нервную систему, снимает стресс и напряжение мышц лица. Готовится он из черного чая (5 гр. на одну порцию), сушеных цветков розы (5-6 гр), которые перемешиваются и завариваются кипящей водой. Затем в течение часа в напиток добавляют мед и некипяченое молоко.
А чайная каша - незаменимое средство для регуляции пищеварения, особенно в жаркую погоду. Для ее приготовления необходимо заварить чай до золотисто-зеленого цвета. Профильтровать от чаинок. Одну свежую заварку чая разбавить чистой водой, поместить туда 100-120 гр. риса и проварить 25 минут до готовности.
Другие рецепты косметологические и приготовления полезных блюд из чая можно узнать, прочитав книгу-энциклопедию В. Малевич «Чай. Чаепитие по всем правилам». В ней же содержится много иллюстраций – фотографии уникальной чайной посуды, архитектурных строений, природы, приводится много китайских легенд. Раскрываются полезные свойства чая, а также история распространения чайного напитка по всему миру.
Взять книгу можно в библиотеке в отделении естественнонаучных, технологических и сельскохозяйственных знаний. А в секторе текущей периодики попить вкусный чай на сибирских травах. Зона чаепития работает в летнее время.
Дополнительный список книг из фонда библиотеки, посвященных чайной тематике, изданных с 2000 по 2024 год:
1. Доу, К. Целебный чай от 1000 болезней: [черный, зеленый, белый, травяной, цветочный]: проверенные рецепты чаев и сборов, которые возвращают здоровье / Доу К. ; [пер. с англ. Лидии Снесарь]. - Харьков. - Белгород: Клуб семенного досуга. - 2015. - 267, [2] с.; 21 . Библиография: с. 244-267. - ISBN 978-966-14-9133-4. - ISBN 978-5-9910-3243-8 (в пер.).
Кемеровская ОНБ; ГОРОДСКОЙ АБОНЕМЕНТ; Шифр 36.98; Авторский знак Д71; Инв. номер 3/804019; Баркод E00401082BC3E10D.
2. Неумывакин, И. П. Ваш гид в море чая: мифы и реальность / Неумывакин И. П. . - Санкт-Петербург: Диля. - 2016. - 173, [2] с.; 20 . - ISBN 978-5-4236-0315-1.
Кемеровская ОНБ; ОТД. ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ТЕХ. И СЕЛЬСКОХОЗ. ЗНАНИЙ; Шифр 36.98; Авторский знак Н57; Инв. номер 4/549000; Баркод E00401082CBFEBF1.
3. Абдина, Е. А. Культура питания хакасов. Рецепты хакасской народной кухни / Абдина Е. А. ; Министерство культуры Республики Хакасия. - Абакан: Дом литераторов Хакасии. - 2015. - 103 с.; 20 . - ISBN 978-5-905115-40-0 (в пер.).
Кемеровская ОНБ; ОТДЕЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ; Шифр 63.5; Авторский знак А13; Инв. номер 3/813762; Баркод E00401082B0E15B5.