logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
им. В.Д.Федорова
close

textsms Задать вопрос

Русские шпалеры

Время чтения:

Шпалеры – безворсовые настенные ковры с сюжетными и орнаментальными изображениями. Исполнялись они в очень сложной и трудоемкой технике ручного тканья на станах простой конструкции двух типов и в зависимости от стана получали название (готлисс - высокая основа или басслисс - низкая основа).

Моделью для исполнения шпалеры служил так называемый картон – специально исполненный для этой цели эскиз ковра в красках в натуральную величину. В России же чаще работа велась с готовой уже шпалеры или картины. Мастер ткал с изнаночной стороны.

Производство шпалер было делом очень трудоемким (искусный мастер в год исполнял около одного квадратного метра ковра), и требовала это работа от ткача высокого мастерства, чувства цвета, знания рисунка и большого художественного вкуса.

В наши дни трудно сказать, как давно на Руси зародилось ковроделие. Археологические находки, летописи и литературные источники свидетельствуют о том, что ковры были известны еще во времена Киевской Руси. Они не только служили украшением и утеплением княжеских хором и храмов, но и играли определенную роль при свершении различных обрядов.

К 17 веку ковры широко вошли в декоративное убранство интерьеров боярских и царских палат.

На рубеже 17-18 вв. все большее количество шпалер начинало проникать в Россию. Это уже не только посольские дары, их приобретали приближенные царя для Петра либо для украшения своих дворцов. Ценились они очень дорого и считались предметом крайней роскоши.

Петровские реформы и преобразования первой четверти 18 века знаменовали новый этап в развитии страны. Они широко затронули почти все сферы русской жизни.

Именно в это время была основана и первая русская шпалерная мануфактура и положено начало новому художественному производству. Определенные ткацкие навыки и традиции, приемы украшения тканей были хорошо известны народным мастерам и передавались от поколения к поколению, но шпалерное ткачество для России – новый вид ткацкого искусства – требовало иной технологии. Поэтому для обеспечения шпалерного производства квалифицированными кадрами Петр I прибегал к распространенному в то время приему – приглашал иноземных мастеров. В 1716 г. в Париже были заключены контракты сроком на пять лет с опытными ткачами всемирно известной Королевской гобеленовой мануфактуры, которые прибыли в Петербург вскоре, в 1717 г. Первые самостоятельные шпалеры были выполнены русскими учениками в 1720-м году.

Петр I, стремясь упорядочить материальное положение мануфактуры, издает указ из Кабинета в мануфактур коллегию: «Отпустить из соляной суммы […] на жалованье […] и на расплату за покупные к шпалерному делу материалы и на прочие расходы 5401 рубль, а с 1724 г. Впредь – давать по 3668 рублей на год».

Одна из самых ранних шпалер, созданных на Петербургской мануфактуре, - «Полтавская баталия», находится сейчас в Эрмитаже.

Баталии - новый жанр в русском светском искусстве первой четверти 18 века, вызванный к жизни блестящими победами русской армии в Северной войне. Эта тема нашла яркое воплощение в живописи, графике и медальерном искусстве тех лет. Победа под Полтавой - решающий момент в ходе войны - особенно часто привлекала внимание художников. Не осталось в стороне и художественное ткачество. Еще в 1717 г., будучи в Париже, Петр I заказал художнику Дени Мартену Младшему четыре картины с изображением важнейших эпизодов Северной войны, в том числе и двух эпизодов Полтавской битвы. С этих картин мастера всемирно известной мануфактуры гобеленов в Париже должны были исполнить шпалеры. Но в силу ряда причин работы по написанию картин и созданию гобеленов затянулись, и шпалеры были окончены лишь после смерти императора.

Самым сложным видом художественного ткачества, требовавшим правильного рисунка и мастерства в подборе шерсти и шелка, был портрет. Мастера, создававшие портретные шпалеры, умели тонко чувствовать материал и находить нужную степень обобщения, позволявшую посредством достаточно скупых средств ткачества находить выразительный и яркий художественный образ.

Одним из известнейших мастеров шпалерной мануфактуры, работавшей в Петербурге, был Иван Кобыляков. Изначально мастер занимался только подсобными работами, а в двадцатых годах восемнадцатого столетия этот трудолюбивый и одаренный ткач создавал собственные произведения.

Также русскими известными мастерами стали Трофим Буйнаков, Михайло Ахманов, Григорий Ежиков.

После смерти Петра I частые смены правителей, дворцовые перевороты, сложное экономическое положение страны отнюдь не способствовали процветанию мануфактуры.

Из работ, выполненных на шпалерной мануфактуре, сохранились шпалеры, украшающие Ассамблейный зал Монплезира в Петергофе, созданные в 1720-1740-х гг. Этот замечательный памятник русской архитектуры первой половины 18 в. Является единственным сохранившимся примером использования шпалер в декоре интерьера той эпохи. Зал был создан архитектором Бартоломео Франческо Растрелли в 1747-1748 годах. При соблюдении некоторых особенностей решения интерьера первой четверти 18 в. по декоративной насыщенности он близок к архитектуре середины 18 в. Ведущая роль в оформлении зала принадлежала шпалерам. Декоративность и насыщенность композиций, умение удачно найти соотношение масштабов первого плана и фонов, колористическое решение в гамме интенсивных зеленовато-синих и золотисто-коричневых тонов отличает лучшие работы этого периода.

Петербургская шпалерная мануфактура существовала почти полтора столетия, закрыта она была в 1857 г. По своим масштабам она была несоизмерима с Королевской гобеленовой мануфактурой в Париже. Тем не менее ее деятельность и созданные ее ткачами работы внесли существенный вклад в сокровищницу русского искусства. Однако сохранилось исполненных в Петербурге шпалер и ковров не так уж много. Лишь архивные документы позволяют более полно представить объем ее деятельности. Многие шпалеры погибли во время пожаров во дворцах, значительная часть русских шпалер попала за границу в качестве дипломатических даров и приданого дочерей императора Павла I. В ряде случаев при отсутствии тканого клейма в настоящее время некоторые из них приписываются другим центрам производства. В музеях России находится немногим более ста русских шпалер, исполненных петербургскими мастерами. Почти половиной из них владеет Эрмитаж. Хронологические рамки коллекции Эрмитажа охватывают весь период деятельности мануфактуры и позволяют проследить все этапы развития шпалерного искусства в России 18 - первой половины 19 века, рост профессионального мастерства русских ткачей, изменения характера шпалер, тесно связанного со сменой стилей в европейском искусстве.

С историей развития русских шпалеров и Петербургской шпалерной мануфактуры можно ознакомиться в книге «Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура», которая включает 187 аннотированных иллюстраций, из фонда Государственной научной библиотеки Кузбасса им. В.Д. Федорова.

9 июня 2022 г. наша страна отмечает 350-летие со дня рождения Петра I, который внес неоценимый вклад в развитие России и развитие шпалерного искусства. А в стенах нашей библиотеки открылась комплексная выставка «Царь, самодержец, император», приуроченная к этой яркой дате и подготовленная сотрудниками Центра культурных программ. На выставке представлены материалы из фондов главной библиотеки Кузбасса, касающиеся личности Петра I и его деятельности: публикации, художественные альбомы, книжные издания 19 века и произведения современных авторов.

 

Русские шпалеры. Петербургская шпалерная мануфактура / сост. и автор вступ. статьи Т.Т. Коршунова; составители аннотированного списка иллюстраций Т.Т. Коршунова, И.М. Ясинская. – Л.: Художник РСФСР, 1975. - 270 с.: ил.

 

 

Астафьева И.А., зав. сектором Хранения библиотечного фонда Отдела сохранности фондов


Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Начало XIX века Полтавская баталия, 1722 г.
Последние изменения: 01.09.2023 12:37


Читайте также

Уильям Сомерсет Моэм


Вилис Лацис