logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
им. В.Д.Федорова
close

textsms Задать вопрос

Где начинается библиотека

Шатских Н. Н.,

 ведущий библиограф отдела формирования фондов

 ГНБК им. В.Д. Федорова

e-mail: nadezda@kemrsl.ru

 

 Кемеровская областная научная библиотека имени Василия Дмитриевича Федорова, ныне Государственное автономное учреждение культуры «Государственная научная библиотека Кузбасса им. В.Д. Федорова», востребована и интересна уже на протяжении двух веков, потому что идет нога в ногу со временем, а иногда и впереди. Меняются времена, люди, и вместе с этим изменяется восприятие окружающего мира. Со временем трансформируется и библиотека – появляются современные библиотечные услуги, направления работы, модифицируется структура библиотеки. Отделы и подразделения используют новые методы и формы работы, некоторые отделы исчезают вовсе, а на их месте возникают новые, с другими названиями.

Так, за многие годы в нашей библиотеке неоднократно менялось наименование отдела, в функции которого входила деятельность по комплектованию и каталогизации литературы. То он назвался просто обработкой, комплектованием, то единым центром каталогизации, то центром комплектования и каталогизации, а сегодня это отдел формирования фондов. Емко, четко и понятно. Но очевидно одно: как бы мы его не называли – это подразделение библиотеки было и остается весьма значимым. Потому что работа с фондами, книгами начинается именно здесь.

 Путь книги к читателю не сиюминутный. Наша библиотека комплектует многие книжные и периодические (журналы, газеты) издания, а также электронные и иные документы. Но даже когда документ уже в стенах библиотеки, ему предстоит пройти еще несколько необходимых операций, прежде чем читатель сможет его увидеть. Этот путь читателю не ведом, и поэтому он часто думает: почему книга уже отражена в электронном каталоге, а почитать ее нет возможности? Нам был задан вопрос: «Неужели, получив книгу, трудно сразу поставить ее на полку в читальный зал?».

С каждым поступившим в библиотеку документом на определенном этапе работают все сотрудники нашего отдела. Работают внимательно, оперативно и компетентно.

Одна из задач в моей работе – напечатать библиотечную карточку и книжный формуляр на документ, предварительно сделав контрольное редактирование библиографической записи. После этого необходимо провести техническую обработку издания: приклеить ярлычки, кармашки, листки возврата, вынести шифры, инвентарные номера на обложки и др. На первый взгляд это довольно рутинный труд. Но все же качественно и своевременно выполненная работа не только необходима (от этого во многом зависит конечный результат при поиске информации и обслуживании пользователей в целом), но и приносит удовлетворение.

Книги сейчас не всегда стандартные, издательства стараются удивить и привлечь читателя оригинальным оформлением обложки, да и всего издания. Суперобложкой уже никого не удивишь, издательства оформляют книги в пояске, во всевозможных коробках, упаковках, возможно, этим и удается иногда заинтересовать читателя больше, но при обработке таких изданий требуется больше времени.  Не всегда легко и запросто к оригинальной обложке приклеить ярлычок и написать четко инвентарный номер на глянцевой или тканевой обложке.

После редактирования, печати и технической обработки документов формируется очередная партия вновь поступивших в библиотеку документов, которая распределяется по форматам и номерам. Особое внимание обращается на то, в какое подразделение библиотеки отправляется документ. И только когда партия документов передана в отдел сохранности фондов, читатель получает возможность их прочитать. Да, это не самый главный, но и не второстепенный этап работы, требующий концентрации внимания и ответственности.

На дворе XXI век, но тем не менее, как бы ни были автоматизированы библиотечные процессы, работа с традиционной библиотечной карточкой и генеральным алфавитным каталогом все еще актуальна. Генеральный каталог – на сегодняшний день единственный из традиционных каталогов, который пополняется и редактируется. Ныне он востребован как никогда. Это связано еще и с тем, что сотрудники стали создавать библиографические записи на ранее не отраженный в электронном каталоге фонд. Это скрупулезная и нужная работа ведется во всех крупных библиотеках страны. Часто при библиографическом описании книг прошлых лет издания возникают вопросы, ответы на которые мы найдем, только просмотрев библиотечную карточку конкретного документа. А если по каким-то причинам карточки нет в каталоге, мы восстанавливаем ее. Да и читатели, имеющие опыт работы в традиционном каталоге, все же предпочитают поискать информацию по интересующему вопросу именно там, так как при всей мобильности электронного каталога не все готовы им пользоваться самостоятельно.

Для чего написана эта небольшая статья? Библиотечная работа все же в чем-то остается рутинной и скучноватой, да и физически бывает тяжело работать с тяжелыми, эффектно оформленными томами. Труд легким не бывает никогда, если это труд. С актера театра тоже сойдет семь потов, прежде чем он филигранно отрепетирует свою роль, чтобы мы поверили, и, если это сделано на совесть и профессионально, мы верим и восхищаемся игрой и спектаклем в целом.

Так почему же до сих пор многие не верят работникам библиотек? Еще встречаются вопросы: что вы там делаете, чему тут учиться, библиотеки до сих пор еще работают? Все, что необходимо, есть в интернете, зачем тогда книги, библиотеки?

Библиотека начинается с комплектования фонда, а дальнейший путь книги к читателю связан с созданием библиографической записи в электронном каталоге, систематизацией, предметизацией, обработкой и передачей документов в подразделения библиотеки. Только так, а не иначе книга попадет на полки. И от того, насколько грамотно будет произведен ее поиск, будет зависеть – обретет ли книга своего читателя?  Какими бы технологиями мы не владели и какую бы техническую оснащенность не позиционировали, наш профессиональный долг – вовремя предоставить читателю необходимую информацию.

Нужно знакомить и рассказывать школьникам, студентам, всем тем, кто только начинает пользоваться библиотечными услугами и продуктами, не только о книжных выставках и мероприятиях, но и почаще о том, откуда и как начинается путь книги к читателю. Читатель должен увидеть и убедиться в том, что в этих стенах не только «снимают книжки с полки» и просто выдают их читателю, а формируют библиотечный фонд, а это серьезный процесс, требующий очень большого внимания и специальных профессиональных знаний и навыков.

 

Последние изменения: 19.02.2024 14:53