logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
им. В.Д.Федорова
close

textsms Задать вопрос

Почему женщины покрывают голову, входя в храм, а мужчины обнажают

Время чтения:

В каждой конфессии существующей в мире, есть определенные правила и традиции, касающиеся не только богослужений, но и устройства быта, одежды, кухни.

Одной из православных традиций в одежде женщин является ношение платков и юбок. Исходит она из глубокой древности. Одежда славянок в основном состояла из сарафанов, рубах, понёв, а голову покрывали различными головными уборами (в зависимости от семейного положения), самым распространенным из которых был платок (убрус) либо косынка.

Платки статья

Считалось, что мужчина черпал силы и энергию от солнца, которое давало ему смелость, решительность, лидерские качества. Женщина наоборот, вбирала в себя всю силу земли–матушки, что гарантировало ей обильное деторождение и женское здоровье, отсюда юбка-колокол и платок на голове, который не давал мужской, солнечной энергии проникать в пределы женской ипостаси.

Но не только славянки покрывали голову, эта традиция присутствует у многих восточных народов, в том числе и у иудеев. Например, головное покрывало, которое мы видим на иконах Божией Матери, говорит о том, что она за мужем. Оно означало, что женщина несвободна и принадлежит мужу. Женщина имела право не покрывать голову лишь находясь дома, в кругу семьи. А вот девушки голову не покрывали по той же самой причине, это говорило о их свободе.

С приходом христианства многие ветхозаветные традиции отпали, либо подверглись серьезным изменениям. Традиция покрывать голову тоже претерпевала некоторые изменения. Некоторые христиане, основываясь на истории описанной в Евангелие, перестали носить головные покрывала.

«Однажды Иисус, как обычно, учил. «И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12, 47-50).

Из этого отрывка следует, что все христиане одна большая семья, а в кругу семьи можно находиться с непокрытой головой.

Точку в этом вопросе поставил апостол Павел в своем первом Послание к Коринфянам 11, 4-15.

4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.

5. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.

6. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.

8. Ибо не муж от жены, но жена от мужа;

9. и не муж создан для жены, но жена для мужа.

10. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.

11. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.

12. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же – от Бога.

13. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?

14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,

15. но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?

Священник Константин Пархоменко, тщательно разбирая каждый стих, пишет: «в семье, со своими, женщина могла голову не покрывать, покрывала она ее, выходя к чужим, на улицу. Вот поэтому некоторые коринфские христианки снимали головной платок, приходя в общину. Но Ап. Павел не считает это удачной идеей. Ведь окружающие не будут вникать в богословские тонкости взаимоотношений членов христианской общины. Они будут сплетничать и зубоскалить».

Известно, что первые христиане подвергались всевозможным наветам и клевете, Христианки Коринфа, снимая головные покрывала при входе в храм, могли давать повод для сплетен и пересудов.

Статья платки

Из всего вышесказанного, отец Константин Пархоменко делает вывод о том, что ношение головного покрывала есть древняя восточная традиция, которую Ап. Павел закрепляет, чтобы не давать повод для лишних пересудов. Ни один из аргументов Ап. Павла не имеет принципиального богословского веса и важности.

В нашей стране этот благочестивый обычай сохранен до сих пор. Мы, как и древние христиане, при входе в храм покрываем голову платками или, как сейчас модно, шапочками. Платочки, в зависимости от праздника, могут быть различных цветов. Например, на Рождество и Крещение прихожанки выбирают белые цвета, на Пасху и Воскресение – красные, на Благовещение и Успение – голубые.

 Теперь о мужчинах…

про платки статья

«Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.» 1-е Послание к Коринфянам 11, 4

Это изречение Ап. Павла утверждает традицию для мужчин снимать головной убор, входя в храм. Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия. В другом послании к Галатам апостол Павел говорит: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» (Гал.4:7).

Таким образом, с утверждением христианства ветхозаветная «покорность раба» заменяется на «сыновство».

Мужчины традиционно снимают головной убор не только при входе в храм, но и в другие помещения. Связано это с обычаем кланяться, заходя в дом, святым образам и хозяевам в знак уважения.

Итак, покрывать женщинам голову на богослужениях  – это древняя благочестивая традиция, так же как для мужчин находится в храме без головного убора. Никаких богословских оснований эти утверждения под собой не имеют.

Но Ап. Павел, один из величайших учителей христианской веры, дает четкое указание на этот вопрос. Мы, как христиане, должны слушать своих учителей, ведь «послушание прежде поста и молитвы».

 

Всем доброго здравия и многая лета!


Последние изменения: 01.09.2023 15:11


Читайте также