Произведения искусства позволяют осмыслить место книги в жизни людей, ибо отношение к чтению, библиотеке, библиотекарям зависит от бытующих в обществе представлений и стереотипов. Образ библиотекаря в искусстве весьма интересен и противоречив. Представляем вашему вниманию картины зарубежных художников.
В 1527 году в Милане было зарегистрировано рождение Джузеппе Арчимбольдо, сына художника. В 1549 году он работал помощником своего отца в Миланском соборе, а несколько лет спустя разработал гобелен для собора Комо. Похоже, его таланты стали известны за пределами Милана, так как в 1562 году он переехал в Прагу, став придворным художником Фердинанда I.
Картины Джузеппе Арчимбольдо напоминают сюрреалистов, появившихся после Первой мировой войны. Его композиции из нарисованных цветов, овощей и других базарных предметов взволновали Габсбургский двор.
Немногое из подписанных работ художника сохранилось, и он не оставил никаких писем. Но то, что он был высокообразованным, видно по его работам. Настоящим человеком эпохи Возрождения, обладавший талантами в области искусства, науки, техники и философии.
Если на картину «Библиотекарь» взглянет человек, не знакомый с историей искусства, он с уверенностью скажет, что это современное произведение в стиле сюрреализма.
Картина представляет собой набор предметов, характерных для профессии библиотекаря, расположенных таким образом, что они образуют выразительный и запоминающийся портрет. В основе изображения – книги разной толщины и размера. Они устроены так, что их страницы и корешки формируют облик человека. В качестве волос выступают листы раскрытой книги, ухо образуют завязки, а носом библиотекаря выступает маленькая книжка под углом.
Сложенные стопки книг образуют торс, а рука, лежащая на плоскости, представляет собой несколько больших книг, сложенных таким образом, чтобы образовать плечо и предплечье. Удачно имитируют пальцы закладки в книгах. На заднем плане большая драпировка с узорами, лежащая на плече библиотекаря, напоминает накидку.
В то время одни интерпретировали эту работу как праздник библиотекарей и учености, другие считали ее сатирической насмешкой, в том числе К. К. Элхард, который описал ее как пародию на «материалистических коллекционеров книг, более заинтересованных в приобретении книг, чем в их чтении». Он также заявил, что произведение искусства стало «неотъемлемой частью визуальной истории библиотечной профессии».
Карл Шпицвег родился 5 февраля 1808 года в Мюнхене. Немецкий художник, считается одним из самых выдающихся художников эпохи бидермейера. Получив фармацевтическое образование в Венском университете, Шпицвег был фармацевтом и иллюстратором газет, прежде чем стать художником в 1833 году. Хотя он много путешествовал по Европе, он был провинциалом в выборе предметов; нежно, с юмором, но с твердым контролем над светом, тенью, композицией и деталями, он изобразил неудачников из маленького городка, уличных музыкантов, почтальонов, ночных сторожей и прощающихся влюбленных.
Картины художника, находится между иронией и идиллией, между бидермейером и импрессионизмом. Сегодня работы Шпицвега находятся в коллекциях Лувра в Париже, Новой пинакотеки в Мюнхене, в Институте Курто в Лондоне и других.
Шпицвег часто включал сатиру в каждую работу и вместо того, чтобы создавать просто портрет или пейзаж, он создавал юмористический взгляд на жизнь среднего класса.
Картина «Книжный червь» была продана художником в Нью-Йорке через своего арт-дилера, и в конечном итоге была приобретена промышленником Милуоки Рен фон Шлейницем, который после своей смерти подарил картину Публичной библиотеке Милуоки. В настоящее время картина находится в постоянном пользовании Музея Громанна. Публично в 19 веке картину называли Книжным червем. Этот термин является насмешливым и использовался для описания человека, который прокладывал свой путь через книги. Неизвестно, хотел ли Шпицвег, чтобы зрители ассоциировали этот тип людей с этим.
Картина художника переносит зрителя в библиотеку второй половины 18 века, оформленную в стиле рококо. Одежда библиотекаря тоже того возраста. Старик стоит наверху лестницы, близоруко читает книгу. Еще одна открытая книга в его правой руке. Третью он держит под левой рукой, а четвертую - на коленях. Здесь письменные произведения становятся частью физического существования библиотекаря, делая его «книжным» человеком в прямом смысле этого слова. Он читает в разделе «Метафизика» большой библиотеки. Луч солнечного света падает через окно на читающего библиотекаря, открытую книгу и книжную полку: он добавляет «просвещения» древней метафизике, науке, исследовавшей общие мировые принципы, и создает новую метафизику, которая находится в поисках ответа на вопрос «Что я могу знать?». Но у нас есть основания сомневаться в том, что библиотекарь «просвещен». Его лицо, кажется, выражает непонимание, а одежда показывает, что он из дореволюционных времен. Бриджи до колен, «кюлоты», были символом «старого режима» и консерватизма со времен Французской революции. Революционеры предпочитали носить брюки и называли себя «санкюлоты», то есть те, у кого не было галифе до колен. Художник нарисовал нижнюю часть лестницы довольно размытой и менее четкой. Мы не знаем, насколько он высок, хотя, по-видимому, он поднимается над облаками в небо и оставляет за собой небесный шар. Библиотекарь может думать, что достиг больших высот, но на самом деле он поднялся только на несколько ступенек по библиотечной лестнице.
Заметили одну общую черту? На картинах изображены – мужчины. Ведь только они изначально допускались к знаниям. Когда профессия библиотекаря утратила ореол избранности, с 20-х годов XX в. и по настоящее время в России началась ее феминизация.
Барт Арчимбольдо. - Москва: Мир знаний, 1997
Шпицвег Карл [Электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия. URL: https://rusneb.ru/catalog/012981_000139_RU_BSE_000001_791686
Автор: Печерская М.А., главный библиотекарь
Отдел развития информационной среды