logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
им. В.Д.Федорова
close

textsms Задать вопрос

Мораль сей басни такова...

Время чтения:

Что такое басня?

Басня - это небольшой рассказ, цель которого - преподать моральный урок своему читателю. Эти сказки когда-то были переданы как фольклор, чтобы научить слушателей различать добро и зло, дать советы по правильному поведению и предложить принципы, по которым следует жить. Басни - это вымысел в том смысле, что рассказанная история на самом деле не произошла, хотя некоторые басни могли быть основаны на реальных событиях. 

Откуда возникли басни?

Слово «басня» происходит от латинского «fabula», что означает «рассказ», и производного слова «fari» - «говорить». Автора басен называется баснописцем. Большинство западных басен исходит от известного баснописца Эзопа, писавшего еще в Древней Греции. В древнегреческом образовании учеников учили басням, и их поощряли сочинять и рассказывать свои собственные. 

Басни. Свинья и дерево

Басни имеют долгую европейскую историю. В семнадцатом веке французский баснописец Жан де Лафонтен был вдохновлен Эзопом на написание басен, высмеивающих церковь, двор и правящий класс того времени. Он считал мораль ключевым элементом басни и сподвиг многих европейских писателей на создание басен, в том числе известного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.

Основные характеристики басен

  1. Символизм. Персонажи в баснях заменяют людей, а их злоключения символизируют человеческое поведение.
  2. Персонажи. Животные и даже неодушевленные предметы (например, ветер или солнце) являются главными героями рассказа и обладают человеческими качествами. У некоторых животных есть определенные особенности, связанные с ними. Например, сова мудра, лиса хитра, а лев храбр.
  3. Юмор Басни часто имеют юмористический тон, когда показывают глупость человеческой натуры.
  4. Уроки. У каждой басни присутствует моральный урок, который вытекает из рассказа. 

Басни Эзопа

Эзоп, вероятно, автор самых известных басен. Эзоповы басни делают упор на социальное общение, и, следовательно, нравы, которые он рисует, имеют дело с реальностями жизни.

Басни. Лиса и виноград

«Лиса и виноград». Эта басня является источником выражения «кислый виноград». Лиса видит гроздь винограда высоко на ветке и очень хочет ее. Она прыгает с разбегом, чтобы добраться до них, но промахивается. Она пытается еще несколько раз, но безуспешно. Наконец, сдается и презрительно уходит. Мораль сказки такова: «Многие делают вид, что презирают и умаляют то, что им недоступно».

«Черепаха и заяц». Черепаха и заяц участвуют в беге. Заяц издевается над черепахой, отмечая, насколько он быстрее медленной черепахи. Во время забега заяц делает несколько длительных перерывов и тратит время на отдых между быстрыми спринтами. Тем временем черепаха неуклонно пыхтит. В конце концов, черепаха побеждает. Мораль: «Медленный и стабильный побеждает в гонке».

«Ворона и лисица». Голодная лисица натыкается на ворону на дереве с кусочком сыра во рту. Лисица начинает разговаривать с вороной, говоря ей, что она такая красивая и, должно быть, у нее такой красивый голос. Поначалу ворона молчит, держась за сыр. Но наконец, после долгой лести, она открывает рот, чтобы прокаркать. Сыр попадает лисе в пасть. Мораль этой истории такова: «Льстец живет за счет тех, кто его слушает».

«Лев и мышь». Лев ловит мышь, которая умоляет отпустить его. Мышь обещает отплатить льву за его жизнь. Лев соглашается и отпускает мышь. Через несколько дней мышь наталкивается на льва, попавшего в ловушку в сети охотника, и, помня о милосердии льва, грызет веревку, пока лев не освободится. Мораль этой истории такова: «Доброта никогда не пропадает зря».

Басни в современной литературе

Как правило, жанр басен не предназначен для взрослых читателей, хотя есть заметные исключения:

Пример # 1: Путешествие Гулливера (Джонатан Свифт)Путешествие Гулливера (Джонатан Свифт)

«...Я мог смотреть только вверх; солнце начинало жечь, и свет его ослеплял глаза. Кругом меня слышался какой-то глухой шум, но положение, в котором я лежал, не позволяло мне видеть ничего, кроме неба. Вскоре я почувствовал, как что-то живое задвигалось у меня по левой ноге, мягко поползло по груди и остановилось у самого подбородка... »

«Путешествия Гулливера» - это смесь политической аллегории, моральной сказки и ложной утопии. В этом отрывке капитан Гулливер попадает в неизвестное место среди странных существ, говорящих на чужом языке. Это разновидность современных басен, высмеивающих политические пороки.

 

Скотный двор (Джордж Оруэлл)Пример # 2: Скотный двор (Джордж Оруэлл)

«Так вот, товарищи, как устроена наша жизнь? Давайте смотреть правде в глаза. Нищета, непосильный труд, безвременная смерть – вот наш удел. Мы появляемся на свет, мы получаем ровно столько корма, чтобы не умереть с голода, а рабочий скот еще и изнуряют работой, пока не выжмут из него все соки...Нищета и рабство – вот что такое жизнь животных, и от этого нам никуда не уйти.»

Эта история развития и появления советского коммунизма через сказку о животных. В книге группа скотных животных свергает и прогоняет своих эксплуататорских хозяев-людей и создает собственное эгалитарное общество. В конце концов, умные и властолюбивые лидеры животных, свиньи, подрывают революцию и формируют диктатуру, рабство которой еще более жесткое и бессердечное, чем у их бывших человеческих хозяев. 

«Все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие».

 

Чайка по имени Джонатан Ливингстон (Ричард Бах)Пример # 3: Чайка по имени Джонатан Ливингстон (Ричард Бах)

В этой повести-притчи мы встречаем чайку по имени Джонатана Ливингстона, чайку, которой наскучила жизнь, которая вращается вокруг ежедневных ссор из-за еды. Итак, он решает научиться летать, и его сообщество отвергает его. В своей новой жизни он встречает чайку, которая учит его быть стойким и храбрым.

Его новый друг говорит ему: «Нужно прежде всего понять, что ты уже прилетел...». С этой мыслью Джонатан возвращается домой и открывает умы членов его бывшего сообщества. 

Мораль истории связана с ценностью любви и принятия. Мы все можем чему-то научиться у окружающих, если не будем осуждать.

 

В заключение

Басни - это вневременной жанр, который продолжает оставаться популярным и актуальным спустя тысячи лет после того, как были рассказаны первые истории. Они успешно передаются и распространяются как в литературе, так и в устных рассказах, что делает их типичной и важной частью фольклора во всем мире. 

Список литературы:

  1. Свифт Джонатан. Путешествие Гулливера. - Москва: Высшая школа, 1973 (Физика)
  2. Оруэлл, Д. Скотный двор. - Москва. - Пушкинская библиотека: Пушкинская библиотека: АСТ, 2003
  3. Бах Ричард. Чайка по имени Джонатан Ливингстон. повесть-притча. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1989

Автор: Печерская М.А., главный библиотекарь
Отдел развития информационной среды

 


Последние изменения: 01.11.2023 13:58


Читайте также




Вилис Лацис