Басня - это небольшой рассказ, цель которого - преподать моральный урок своему читателю. Эти сказки когда-то были переданы как фольклор, чтобы научить слушателей различать добро и зло, дать советы по правильному поведению и предложить принципы, по которым следует жить. Басни - это вымысел в том смысле, что рассказанная история на самом деле не произошла, хотя некоторые басни могли быть основаны на реальных событиях.
Слово «басня» происходит от латинского «fabula», что означает «рассказ», и производного слова «fari» - «говорить». Автора басен называется баснописцем. Большинство западных басен исходит от известного баснописца Эзопа, писавшего еще в Древней Греции. В древнегреческом образовании учеников учили басням, и их поощряли сочинять и рассказывать свои собственные.
Басни имеют долгую европейскую историю. В семнадцатом веке французский баснописец Жан де Лафонтен был вдохновлен Эзопом на написание басен, высмеивающих церковь, двор и правящий класс того времени. Он считал мораль ключевым элементом басни и сподвиг многих европейских писателей на создание басен, в том числе известного русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.
Эзоп, вероятно, автор самых известных басен. Эзоповы басни делают упор на социальное общение, и, следовательно, нравы, которые он рисует, имеют дело с реальностями жизни.
«Лиса и виноград». Эта басня является источником выражения «кислый виноград». Лиса видит гроздь винограда высоко на ветке и очень хочет ее. Она прыгает с разбегом, чтобы добраться до них, но промахивается. Она пытается еще несколько раз, но безуспешно. Наконец, сдается и презрительно уходит. Мораль сказки такова: «Многие делают вид, что презирают и умаляют то, что им недоступно».
«Черепаха и заяц». Черепаха и заяц участвуют в беге. Заяц издевается над черепахой, отмечая, насколько он быстрее медленной черепахи. Во время забега заяц делает несколько длительных перерывов и тратит время на отдых между быстрыми спринтами. Тем временем черепаха неуклонно пыхтит. В конце концов, черепаха побеждает. Мораль: «Медленный и стабильный побеждает в гонке».
«Ворона и лисица». Голодная лисица натыкается на ворону на дереве с кусочком сыра во рту. Лисица начинает разговаривать с вороной, говоря ей, что она такая красивая и, должно быть, у нее такой красивый голос. Поначалу ворона молчит, держась за сыр. Но наконец, после долгой лести, она открывает рот, чтобы прокаркать. Сыр попадает лисе в пасть. Мораль этой истории такова: «Льстец живет за счет тех, кто его слушает».
«Лев и мышь». Лев ловит мышь, которая умоляет отпустить его. Мышь обещает отплатить льву за его жизнь. Лев соглашается и отпускает мышь. Через несколько дней мышь наталкивается на льва, попавшего в ловушку в сети охотника, и, помня о милосердии льва, грызет веревку, пока лев не освободится. Мораль этой истории такова: «Доброта никогда не пропадает зря».
Как правило, жанр басен не предназначен для взрослых читателей, хотя есть заметные исключения:
Пример # 1: Путешествие Гулливера (Джонатан Свифт)
«...Я мог смотреть только вверх; солнце начинало жечь, и свет его ослеплял глаза. Кругом меня слышался какой-то глухой шум, но положение, в котором я лежал, не позволяло мне видеть ничего, кроме неба. Вскоре я почувствовал, как что-то живое задвигалось у меня по левой ноге, мягко поползло по груди и остановилось у самого подбородка... »
«Путешествия Гулливера» - это смесь политической аллегории, моральной сказки и ложной утопии. В этом отрывке капитан Гулливер попадает в неизвестное место среди странных существ, говорящих на чужом языке. Это разновидность современных басен, высмеивающих политические пороки.
Пример # 2: Скотный двор (Джордж Оруэлл)
«Так вот, товарищи, как устроена наша жизнь? Давайте смотреть правде в глаза. Нищета, непосильный труд, безвременная смерть – вот наш удел. Мы появляемся на свет, мы получаем ровно столько корма, чтобы не умереть с голода, а рабочий скот еще и изнуряют работой, пока не выжмут из него все соки...Нищета и рабство – вот что такое жизнь животных, и от этого нам никуда не уйти.»
Эта история развития и появления советского коммунизма через сказку о животных. В книге группа скотных животных свергает и прогоняет своих эксплуататорских хозяев-людей и создает собственное эгалитарное общество. В конце концов, умные и властолюбивые лидеры животных, свиньи, подрывают революцию и формируют диктатуру, рабство которой еще более жесткое и бессердечное, чем у их бывших человеческих хозяев.
«Все животные равны, но некоторые животные более равны, чем другие».
Пример # 3: Чайка по имени Джонатан Ливингстон (Ричард Бах)
В этой повести-притчи мы встречаем чайку по имени Джонатана Ливингстона, чайку, которой наскучила жизнь, которая вращается вокруг ежедневных ссор из-за еды. Итак, он решает научиться летать, и его сообщество отвергает его. В своей новой жизни он встречает чайку, которая учит его быть стойким и храбрым.
Его новый друг говорит ему: «Нужно прежде всего понять, что ты уже прилетел...». С этой мыслью Джонатан возвращается домой и открывает умы членов его бывшего сообщества.
Мораль истории связана с ценностью любви и принятия. Мы все можем чему-то научиться у окружающих, если не будем осуждать.
Басни - это вневременной жанр, который продолжает оставаться популярным и актуальным спустя тысячи лет после того, как были рассказаны первые истории. Они успешно передаются и распространяются как в литературе, так и в устных рассказах, что делает их типичной и важной частью фольклора во всем мире.
Список литературы:
Автор: Печерская М.А., главный библиотекарь
Отдел развития информационной среды