Русская проза и поэзия «олитературилась» на весь мир благодаря эмиграции. Важную роль в этом сыграли не только Иван Бунин или Владимир Набоков, а менее известные, но не менее значимые авторы.
К примеру, таким был критик, мемуарист, пушкинист Владислав Фелицианович Ходасевич.
Имя его не так хорошо известно. Дело в том, что большую часть жизни он провел за границей, а когда к власти пришли большевики, то его творчество вовсе запретили публиковать.
Родился Владислав Ходасевич 26 мая 1886 года в Москве. Уже с 1900‑ых годов он вливается в литературную жизнь, посещая кружок поэта Валерия Брюсова.
В 22 года он издает первый сборник стихов. Всего за свою жизнь он выпустит четыре сборника стихотворений: «Молодость», «Счастливый домик», «Путем зерна» и «Тяжелая лира».
Его творчество относят к символистам, однако влияние он получил от произведений «золотого века русской поэзии», в частности, от Александра Сергеевича Пушкина. По сути, стихи Ходасевича – это то, как Пушкин бы звучал в эпоху модерна.
Владислав Фелицианович становится популярным поэтом и видным франтом среди женщин в свои юные годы, но при этом Москву и Петербург он посещает не так часто. Причиной тому – ужасное состояние здоровья Ходасевича и плохой климат двух столиц. Поэтому он часто уезжает отдыхать и лечиться за границу или же в теплые края, например, в Коктебель.
Во время поездок он знакомится с другими видными литераторами: часто общается с Андреем Белым, живет в семье Максима Горького, дружит и высоко отзывается о творчестве Владимира Набокова. Все эти связи находят свое отражение в его прозе, посвященной истории литературы России начала XX века – «Некрополь». В ней Ходасевич от своего лица пишет о «Серебряном веке», как поэты пришли к декадансу, о творчестве и, конечно же, о любовных трагических многоугольниках в писательской среде. Можно сказать, он стал первым, кто весьма точно отразил дореволюционную литературную эпоху.
Что касается жизни после революции, Владислав Фелицианович был запрещен в СССР, несмотря на крепкую дружбу с Горьким и совместную работу в журнале «Беседа». В 1920‑ые годы он выпустил ряд фельетонов, где критиковал советских писателей за бездарность, поэтому оставшуюся жизнь он провел в эмиграции. Он продолжал писать небольшие статьи, вел экскурсии в Венеции и Париже, а также профессионально играл в карты!
Помимо этого, в своих стихах Ходасевич обличал авангардное советское искусство: к примеру, в своей «Балладе» автор пишет о презрении к кинематографу. По его мнению, кино – это развлечение для пролетариата. Оно не требует наличия у человека какого-либо осмысления, культурного труда или особого духовного опыта.
Жаль, что Владислав Фелицианович не дожил до культовых режиссеров вроде Фрэнсиса Форда Копполы или Кристофера Нолана. Он умер в Париже в 1939 году, являясь при этом мощной фигурой среди русских писателей‑эмигрантов.