logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
им. В.Д.Федорова
close

Грибы в литературе и искусстве

Грибы долгое время занимали весьма двойственное положение в культурном воображении, вызывая отвращение и страх, а также удивление и восхищение. Не растения и не животные, они вырастают неожиданно, казалось бы, из ниоткуда. На протяжении всей жизни ими вдохновлялись писатели, художники и музыканты.

ЛИТЕРАТУРА

Писатели очень часто обращались к грибам в поисках метафоры разложения или гниения. Примеры можно найти в произведениях многих великих поэтов и авторов, таких как Артур Конан Дойл, Д. Г. Лоуренс, Эмили Дикинсон.  Мы видим, как грибы появлялись в таких классических произведениях, как «Путешествие к центру Земли» Жюля Верна, где рос гигантский грибной лес, и в нескольких научно-фантастических книгах легендарных писателей Рэя Брэдбери и Джона Уиндема. В рассказе Герберта Уэллса 1896 года «Пурпурный пилеус» мужчина пытается покончить жизнь самоубийством, съев агаризованную поганку под названием Mycena purpureofusca, которая вместо того, чтобы убить его, произвела галлюцинаторные эффекты.

Грибы часто ассоциируются с гномами, феями или эльфами, что делает их любимыми фигурками детских иллюстраторов, дизайнеров и рекламщиков. Так, в 1955 году был создан советский рисованный мультипликационный фильм «Грибок-теремок» по сказке Владимира Сутеева «Гриб». Главные герои сказки -  лесные звери, которые помогли друг другу укрыться от дождя при помощи гриба.

Сегодня грибы продолжают служить источником вдохновения для современных авторов. Писательница детективов Сью Графтон рассказывает о ядовитой смертоносной шляпке, Amanita phalloides, в своей книге «"Н" - значит невиновен». Кроме того, в медицинском триллере «Грань риска» Робин Кук описывает историю ученого, который обнаруживает плесень, изменяющую сознание.

ГАРРИ ПОТТЕР

Серия литературных произведений «Гарри Поттер» очаровала мир своими волшебными зельями и чарами. Неудивительно, что в семи книгах этой серии также есть отсылки на грибы. Например, Рон Уизли сравнивает Северуса Снегга с ядовитым грибом, заявляя, что «ядовитые поганки не меняют своих пятен». Кроме того, в Ордене Феникса во время экзамена на СОВ Рон случайно превращает обеденную тарелку в большой гриб. Наконец, в «Дарах смерти» автор Дж. К. Роулинг упоминает, что Гарри, Рон и Гермиона ели дикие грибы для пропитания во время охоты за крестражами Волдеморта. 

АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС

Одним из самых известных детских литературных шедевров, вдохновленных грибами, является «Алиса в стране чудес». 

"Через минуту или две Гусеница вынула кальян изо рта, зевнула раз или два и отряхнулась. Потом слезла с гриба и уползла в траву, приговаривая на ходу только: одна сторона сделает тебя выше, а другая сторона сделает тебя ниже».

"Одна сторона чего? Другая сторона чего?" - подумала про себя Алиса.

— Гриба, — ответила Гусеница, как будто Алиса спросила вслух, и в следующий момент была вне поля зрения ". 

Предполагается, что автор Льюис Кэрролл говорил о воздействии известного мухомора, поскольку при употреблении в пищу он может вызывать галлюциногенные эффекты, из-за которых объекты кажутся больше или меньше в глазах пользователя. 

ДРЕВНЕЕ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Грибы существовали в сознании художников на протяжении всей истории. От психоделических 60-х, вызывающих творческое видение, до рисунков поганок, обнаруженных в Средневековье. 

Символика грибов прослеживается во многих христианских картинах, например, в работе Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», где Мухомор красный (лат. Amanita muscaria) можно увидеть на левой панели работы. Сложность символизма этой картины на протяжении веков привела к широкому спектру научных интерпретаций, однако можно предположить, что гриб представлял собой одно из человеческих искушений; изменять состояние сознания с помощью психотропных веществ. Эта тема присутствует не только в этой картине. Были обнаружены древние грибовидные камни майя, которые изображали сновидение или безмятежные лица. Другие примеры традиционного использования грибов в искусстве можно найти на японских фигурках нэцкэ и русских пегтымельских петроглифах.

Сегодня грибы используются в качестве вдохновения и материала для художников-экологов. Они поднимают важные темы и проекты, связанные с устойчивым образом жизни, биотехнологиями и экологией в мире современного искусства. 

МУЗЫКА

С 1960-х годов в музыке стала активно использоваться грибная тематика, которая вдохновляла бесчисленное количество артистов и раньше. Еще в 1904 году Игорь Станиславский исполнил 6-минутную песню «Как грибы на войну собирались». В песне рассказывается история соснового гриба, который призывает к оружию различные отряды грибов. Кроме того, композитор Джон Кейдж сказал, что «вы можете много узнать о музыке, посвятив себя грибам». На большинство его работ повлияло страстное увлечение микологией (наука о грибах). Чехословацкий композитор Вацлав Халек создает красивые звуковые ландшафты, внимательно наблюдая за грибами, которые он находит в лесу, и записывая музыку, звучащую в воображении.

Писатели и художники всегда вдохновлялись изображением грибов, ведь в них так много таинственного, неизведанного. Они могут повлиять на сознание, даже нанести вред человеку, но также обладают и целебными свойствами. А форма этих удивительных организмов выглядит как настоящее произведение искусства.

Иллюстрации к статье взяты из книги: Фрауд, Б. Феи. энциклопедия. - Москва: РИПОЛ классик, 2014. - 16+

Автор: Печерская М.А., главный библиотекарь
Отдел развития информационной среды


Последние изменения: 04.04.2022 17:06


Читайте также