logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
им. В.Д.Федорова
close

textsms Задать вопрос

«Всегда на страже!».

Время чтения:

"Плакат должен быть ясен и прост — таков плаката пост.
Плакат есть стрела — молния к сознанию зрителя, будь зрителю вроде молниеносного учителя.
Взглянул зритель — мыслью объят, вот это и есть плакат!"
Дени, "Мои мыслишки из записной книжки".

 

      Во времена Великой Отечественной Войны советские солдаты доблестно сражались против фашистских захватчиков на передовой, а труженики тыла делали всё возможное, чтобы снабдить армию всем необходимым для скорейшей победы. Однако не менее значимой была война на информационном фронте. Перед художниками и писателями стояла задача изобличить врага и высмеять так, чтобы не прибегнуть при этом к «шапкозакидательству»: враг силён и коварен, но не непобедим. Советские авторы создавали злые карикатуры и шаржи, писали колкие стихотворения и частушки, вдохновляя солдат Красной армии на борьбу за свободу Родины.


      Виктор Николаевич Денисов (Дени) – заслуженный деятель искусств РСФСР, один из основоположников советского политического плаката. Его полные жёсткой сатиры карикатуры высоко ценили не только критики, но и советский народ.
      Дени родился 24 февраля (8 марта) 1893 года в Москве, в семье обедневших дворян. После смерти отца мать отправила Виктора и его старшего брата Михаила в дворянский пансион-приют. С юных лет Дени отличался острой памятью и любовью к знаниям, но не прилежанием, по его собственным воспоминаниям: он часто не подчинялся педагогам и не всегда выполнял домашние задания. Больше всего Виктор любил занятия по искусству, и преподаватель Николай Павлович Ульянов был тем, кто привил Дени представления о красоте и форме, научил всматриваться в натуру и подмечать детали. Специального художественного образования Дени не получил: работы, становившиеся лучше и лучше, были плодами самостоятельных поисков.


      Виктор Дени, как и многие другие воспитанники, любил рисовать дружеские карикатуры и шаржи, которые стали популярны среди его товарищей. Благодаря их поддержке, семнадцатилетний Виктор отправляет рисунки в журнал «Будильник» и в конце 1910 года получает первую публикацию. Дени также публиковался в газете «Голос Москвы» и журнале «Рампа и жизнь».
По словам искусствоведа И. А. Свиридовой, ранние работы художника, опубликованные в «Будильнике» в 1910-1912 годы, не отличались оригинальностью, но с годами Дени начал искать себя в более содержательной карикатуре; в особенности, углублялся интерес к литературной, театральной, политической тематике.
    

  К 1913 году работы художника получили известность в Петербурге, и на Дени обратил внимание Николай Георгиевич Шебуев, редактор журнала «Пулемёт» - журнала, за первый же номер которого Шебуева осудили по двум политическим статьям. В 1913 году Н. Г. Шебуев занимал пост заведующего художественной частью журнала «Солнце России» и продвигал творчество Дени в журналах, что находились под его редакцией. Именно в это время работы Дени завоёвывают признание, а сам художник плотно взаимодействует с творческой интеллигенцией.
    

  Первая мировая война, падение царского режима, отмена цензуры – политическая сатира переживает новый рассвет. Дени углубляется в политический контекст, его работы становятся актуальнее, злободневнее, ярче и жёстче.
Большевистское правительство понимало важность политического плаката в агитационном деле.
     

Еще в 1927 Дени разглядел звериную сущность нацизма и изобразил его в карикатуре «Лицо фашизма», а с началом Великой Отечественной Войны ненависть к жестокой и бессмысленной идеологии стала только сильнее. Из-под пера Дени выходили колкие, хлёсткие изображения, самые известные из них – «Узнал фашистский стервятник, что у нас - не ягнятник!», «Линия иль вал, чтобы их черт побрал!», «На Москву! Хох! От Москвы: ох!» и другие. В творчестве художник стремился сохранить элементы жизненной наблюдательности. Ему были свойственны юмор, проницательность и точность в передаче острых бытовых деталей, а также простота и ясность композиции, твердость и четкость линий.
    

Осенью 1946 года Дени не стало, его работы хранятся во многих музеях бывшего СССР, в том числе в Третьяковской галерее, в Российской государственной библиотеке (Москва), в Русском музее (Санкт-Петербург).
   

 

 

Источники:
1.Дени, В. Н. Лицо международного меньшевизма : политические карикатуры Дени  / Дени, В. Н. -  Москва, Ленинград: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1931. - 130 c.
2.Забродина, Ю. М. Виктор Николаевич Дени / Ю. М. Забронина. - Ленинград : Художник РСФСР, 1970. - 40 с.
3.Иоффе М. Л. Виктор Николаевич Дени. 1893-1946 Жизнь и творчество  / Иоффе М. Л .  - Москва, Ленинград: Искусство, 1947. -  31 c.
4.Свиридова, И. А. Виктор Николаевич Дени : Творческий путь художника  / И. А. Свиридова. - Москва: Изобразительное искусство, 1978. - 206 c.

Авторы статьи: Мариенкова Мария и Постовалова Екатерина, библиотекари Отдела Сохранности Фондов.

теги:

Последние изменения: 22.12.2024 15:06


Читайте также