Между медовым и яблочным Спасом
Август прольёт благодать.
Яблоки с золото-рыжим раскрасом
Стану в подол собирать.
Людмила Кузнецова
Самый щедрый, спелый и румяный во всех смыслах, летний месяц август богат не только на урожай всевозможных плодов, но и на ряд светлых, наполненных особым смыслом, православных праздников.
Три Спаса — Медовый, Яблочный и Хлебный (Ореховый), являются одними из самых любимых христианским народом праздников.
Так совпало, что в каждый из этих трех дней отмечают сразу несколько праздников.
На первый Спас и нищий медку попробует!
14 августа отмечается первый Спас, который совпадает с началом Успенского поста.
Основным праздником этого дня является праздник, под названием Присхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.
Этот праздник пришел к нам из Константинополя. Именно здесь хранилась часть креста, на котором был распят Иисус. Раз в году реликвию выносили из храма и шли с ней крестным ходом по столице «для освящения мест и отвращения болезней». Позже такие процессии распространились и на Руси, только наши предки носили самый обычный крест.
В 1164 году случилось чудесное событие. Независимо и на значительном расстоянии друг от друга византийский император Мануил и русский князь Андрей Боголюбский одержали победу. Андрей Боголюбский над напавшими на Русь булгарами, Мануил в битве с сарацинами. И было обоим победителям одно и то же знамение: от креста Христова, иконы Владимирской Богоматери и образа Спаса, находившихся среди войска, исходило сияние. Мануил и Андрей отправили друг другу сообщения о своей славной победе и поразительном зрелище. Каково же было их изумление, когда выяснилось, что чудо ниспослано было сразу обоим! В честь этого великого события и была установлена дата первого Спаса. Вскоре два торжества — праздник Креста Господня и Спаса — слились воедино.
14 августа, на Медовый Спас празднуется победа Андрея Боголюбского, которая, как считается, стала возможной благодаря излучению божественного света от ликов Владимирской иконы Божьей Матери и иконы Спаса Нерукотворного. Так как удивительное спасение русского князя совпало по времени с церковным освещением целебного мёда нового сбора, то праздник и получил своё народное название — Медовый Спас. Было принято бесплатно делиться с окружающими мёдовыми припасами.
Первый спас имеет несколько названий: Спас на воде, Мокрый, Медовый.
14 августа 988 года (1 августа по старому стилю) отмечают как день начала Крещения Руси. По традиции в это время чистились старые колодцы или освящались новые, затем совершался крестный ход на реки, пруды, озёра для освящения воды. После этого уже купались сами и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее.
Медовым это Спас называют потому, что к этому дню в ульях соты уже наполнены свежим мёдом и пора приступать к сбору душистого урожая. Мёд приносят в храмы, где его освещают особым чином. После освящения первый мед готов к употреблению. После этого начинается праздник мёда, все угощают друг друга и желают здоровья
На Руси этот Спас отмечался скромно, так как полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.
Пришёл Спас – яблочко припас
Каждый год 19 августа христиане отмечают праздник Преображение Господне.
Зреет час Преображенья,
Он сойдет, наш Светлый Гость,
Из распятого терпенья
Вынуть выржавленный гвоздь.
От утра и от полудня
Под поющий в небе гром,
Словно ведра, наши будни
Он наполнит молоком.
Сергей Есенин. «Преображение»
«Преобразился еси на горе, Христе Боже…» Это начальные слова тропаря двунадесятого празднества Преображения Господня! Спаситель совершил восхождение на гору Фавор с тремя Своими учениками: Иоанном – апостолом любви, братом его Иаковом и Петром, беседовал с Отцом Небесным, и ученики, уснув тонким сном, вдруг увидели как лик Христа просветился ярче солнечного света, а Его одежда стали белоснежной, так что превосходила своей чистотой снег, лежащий на горе Кармил. Человеческая природа, неразлучно и неслитно соединенная с Божеством, засияла как кусок металла, помещенный в среду огня, раскалившись, сам начинает источать свет и тепло, будто становясь огнем, – но вместе с тем и не изменив своего земного естества.
В этот праздник - день Преображения Господня - прославляется объединение божественного и человеческого начала в лице Иисуса Христа. Преображением на горе Фавор Христос показал славу Своего Божества. Сделал он это для того, чтобы ученики во время Его Крестных страданий и смерти не поколеблись в вере в Него – Сына Божия.
На Преображение Господне в церквях в конце Божественной литургии принято освящают яблоки и другие плоды. По этой причине в народе и назвали этот праздник Вторым, или яблочным, Спасом.
Светить можно все плоды, собранные к этому дню. В традиции России это яблоки, а первые христиане к алтарю приносили виноград.
Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Про Яблочный Спас ещё говорят - «первые осенины».
В этот день из освещенных яблок готовили постные угощения. Варили яблочное варенье, пекли пироги с яблоками и угощали ими всех соседей и знакомых. Считается, что яблоки, освящённые в Преображение, имеют особую силу.
Ранее принято было после церковной службы раздавать освященные яблоки всем присутствующим на ней. Передавали их домой для больных и немощных, угощали всех юродивых и бездомных, отдавали нищим и обездоленным.
Несмотря на то что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.
Этот праздник - напоминание о духовном преображении каждого из нас.
Яблоки с посыпкой
Вам потребуется:
- 4 яблока;
- 1/2 стакана рубленых орехов;
- 100 г сахара;
- 2 ст. ложки мёда;
- 1 ст. ложка сливочного масла;
- 150 г жирных сливок.
Способ приготовления:
Яблоки вымыть, вытереть насухо, насадить на длинные деревянные палочки.
Орехи обжарить на сковороде без масла и высыпать в глубокую тарелку.
В кастрюле вскипятить сахар с мёдом, маслом и сливками. Уваривать минут 15 до образования мягкой массы.
Яблоки окунать в массу так, чтобы она покрыла их равномерным слоем.
После этого обвалять в орехах. Положить на блюдо и дать обсохнуть.
Пирог с мёдом и орехами
Вам потребуется:
- 1 стакан мёда;
- 1/2 стакана любых измельчённых орехов;
- 1/2 стакана воды;
- 1 ст. ложка растительного масла;
- 5 штук чернослива без косточек;
- 1 ст. ложка изюма без косточек;
- 1 чайная ложка какао;
- 1/2 чайной ложки пищевой соды;
- 4-5 гвоздик;
- мука на глаз;
- соль по вкусу.
Способ приготовления:
Мёд смешать с водой и подсолнечным маслом, добавить измельчённые орехи, разрезанный на несколько частей предварительно распаренный чернослив и изюм, перемешать. Добавить гвоздику, соль, муку, соду.
Муки нужно сыпать столько, чтобы получилось мягкое тесто.
Выложить его в форму, смазанную мёдом, и выпекать в предварительно разогретой духовке на среднем огне примерно 1 час.
Хорош Третий Спас — зимой будет квас.
29 августа христиане отмечают хлебный или ореховый Спас, который приходится на день празднования Перенесения Нерукотворного образа Спасителя из Едессы в Константинополь.
Царь Едессы Авгарь1 жил во времена земной жизни Иисуса Христа и жестоко страдал от проказы и воспаления суставов. Он услышал о бесчисленных исцелениях, которые совершал Иисус и поскольку сам он не мог передвигаться, послал в Иерусалим писца Ананию с письмом к Иисусу. В послании он просил Спасителя прийти к нему и исцелить его, кроме того он поручил Анании, который был искусным живописцем, написать портрет Того, о Котором говорили, что Он – Сын Божий.
Анания вручил письмо Господу. и попытался сделать набросок, но оказалось, что он не может запечатлеть черты Спасителя, потому что Его лицо, казалось, беспрерывно менялось под действием невыразимой благодати, которая от Него исходила. Христос догадался о намерении Анании и, желая показать, что невозможно отделить Его человеческую сущность от Божественной, исполнил благочестивое желание посланца, явив великое чудо.
Иисус попросил принести небольшой сосуд, омыл в нем Свое лицо и отер его полотном, сложенным вчетверо. Тотчас Его черты оказались неизгладимо отпечатанными на этом Мандилии – нерукотворно, то есть без помощи человеческих рук. Он вернул полотно Анании с письмом, предназначенным Авгарю. В нем Иисус пообещал, что после завершения Своего служения, когда Он вознесется на небо, Он отправит к Авгарю одного из Своих учеников, чтобы тот позаботился о спасении души и тела царя.
Приняв Нерукотворный Образ от Анании, царь исцелился.
Несколько лет спустя, в связи с известными историческими событиями Образ (святой Мандилий) из Едессы был перенесен в Константинополь 19 августа 944 г.
На Руси именно на Третий Спас заканчивалась жатва хлебов. По обычаю, последними колосьями женщины обвязывали серпы и клали их под иконы до следующей страды.
На Ореховый спас после молебна в церкви совершался крестный ход на убранные поля в знак благодарности за урожай. Устраивался мирской пир, помимо того что в каждом доме пекли пироги из новой муки, все вместе варили братское пиво. Молодежь в этот день водила хороводы вокруг именинного снопа.
На Третий Спас — 29 августа заканчивался Успенский пост, поэтому праздник отмечали с особым размахом и удовольствием. Можно было ставить на стол скоромные блюда : пироги, плюшки, ватрушки и мясные блюда.
С этого дня так же начинали сбор лесных орехов, которые в прежние времена были существенным продуктом питания крестьян.
Все эти праздники были воспеты не только в народе, им посвящали свои произведения и великие русские писатели и поэты.
Стихи о Преображении Господнем и августовских праздниках писали Сергей Есенин «Преображение», Александр Блок «Преображение», Борис Пастернак «Август», Иван Мятлев «Наш Спаситель…», Белла Ахмадулина «Приходит время упаданью яблок», Иван Шмелев «Лето Господне», Константин Бальмонт «Первый спас» и многие другие.
Белла Ахмадулина
Приходит время упаданью яблок.
Уходит август - время сентябрю.
Приходит время свадеб и гулянок,
Когда так часто слышится люблю.
Приходит осень, золотое время,
Приходят в мир любовные бразды.
И достают хозяйки для варенья
Из кухонь старых медные тазы.
Бурлит варенье, соком наливаясь,
И так грустят осенние сады,
А от ветвей, последний раз, прощаясь,
Падут в подол прекрасные плоды.
И вдруг взлетит над деревом подранок,
В него попал пороховой заряд.
Прекрасна ночь - ночь упаданья яблок.
Плоды краснеют, звёздами горят.