logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
им. В.Д.Федорова
close

О вышивке с любовью…

Жизнь женщины разнообразна и намного сложнее, чем у мужчин. На хрупкие плечи женщины ложиться много обязанностей. Она работает, растит детей, оберегает домашний очаг и создает уют.

Но женщины всегда находили время для рукоделия: шить, вязать (на спицах или крючком), готовить и Вышивать!

Вышивание - рукодельное искусство украшать разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных (сукно, холст, кожа), до тончайших материй (батист, кисея, газ, тюль и пр.) Для занятий вышиванием необходимы иглы, нитки, пяльцы, ножницы.

Искусство вышивания насчитывает много веков. Его появление связывают с первобытной культурой, когда при шитье одежды из шкур животных появились первые стежки.

В разные времена материалом для вышивки служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

История возникновения вышивки имеет совсем не то значение, которое ей придают сегодня. Сейчас – это красиво, стильно, модно. В старину вышивка являлась оберегом от негативных сил, а также способом передачи информации, скрытой в символах, использовавшихся при создании шедевра.

В главной библиотеки Кузбасса есть уникальное иллюстративное издание Юровой Елены Сергеевны «Старинные узоры для вышивания. Обзор за 400 лет и энциклопедия вышивки XVIII века».

Елена Сергеевна – московский коллекционер, исследователь, реставратор, ведущий эксперт в области бисерного рукоделия XIX в. Она автор статей и книг по истории бисерного рукоделия, его видах и техниках, символике и сюжетах бисерных работ.

В книге Старинные узоры для вышивания автор пишет: «...образцам для вышивания посвящены специальные исследования и каталоги. Сейчас на Западе имеется большое количество коллекционеров, собирающих исключительно образцы для вышивания».

Копирование рисунков для вышивки в Средние века с помощью иглы и нитки было трудоемким, и вероятнее всего, рукодельницы прибегали к их перерисовыванию. Набор таких зарисовок и послужил основой для первого печатного издания сборника рисунков для вышивки. Наиболее ранний из подобных сборников издан Гансом Шеншпергером в Германии, в Аугсбурге, в 1523 г.

В XVIII веке преобладала мода на вышивку гладью, которая постепенно сменилась увлечением счетными видами вышивки: бисером и берлинской шерстью.

Первоначально рисунки для вышивания по клеточкам имели вид того же контура, который использовался для вышивки гладью, с нанесенной для него сеткой. Вышивальщица должна была сама преобразовывать кривые линии в ступенчатые. Затем (в 1810-х гг.) рисунок разбивали на квадратики и раскрашивали вручную. Позже (в 1820-1860х гг.) начали применять условные обозначения в каждом квадратике, которые поверх раскрашивали гуашью с помощью трафаретов.

Также в 1820-1830-х гг. рукодельницы начали отдавать плоды своих трудов для оформления в переплетные мастерские.

С конца XVIII века начинают выходить отечественные модные журналы «Магазин английских, французских и немецких новых мод» (1791); «Журнал приятного, любопытного и забавного чтения (1802-1804); «Дамский журнал» (1823-1833); «Журнал новейшего чтения» (1836-1837 гг.). В некоторых из этих журналов печатались рисунки для вышивания.

В книге автор отмечает: «Вышивку по счету крестиком или бисером долгое время считали совершенно не творческим занятием, сводя все к аккуратности и терпению».

Во второй половине XIX в. рисунки для вышивки перестали быть редкостью. Они выходили в виде отдельных сборников и в качестве приложения к модным журналам.

После революций, военной диктатуры, Гражданской войны, интерес к вышиванию затих, но не угас. Время от времени выходили журналы с рисунками для вышивания, даже проходили выставки. Оживление началось сразу же после начала НЭПа.

Во время Великой Отечественной войны издательствам и советским гражданам было не до вышивок. Но автор приводит примеры того, что женщины-заключенные вышивали даже в невыносимых условиях советских и фашистских лагерей. В фашистском лагере Равенсбрюк вышивала икону и платок «Высадка союзников» сестра Мария, позже причисленная к лику святых. А о вышивальщице Марусе Крюковой написал потрясающий рассказ «Галстук» Варлама Тихоновича Шаламова.

Почти сразу после окончания войны начали выходить и руководства по вышивке для взрослых рукодельниц. Но, начиная с 1960-х гг. художественная вышивка окончательно вышла из моды. Модный советский интерьер требовал лаконичности и украшался немногими эстампами на стенах, а вышивка считалась признаком низменного вкуса.

Но прошло время... и интерес к вышивке возродился вновь. Выпускается множество рисунков, наборов и полуфабрикатов для вышивки, а схемы можно скачать из интернета. Разработаны специальные компьютерные программы, которые позволяют перевести рисунок, картину или фотографию в счетный рисунок для вышивки. И возможно, это явилось причиной того, что современные вышивки по дизайну далеко отстают от старинных образцов. Для составления по-настоящему красивого узора требуются профессиональные художники, хорошо владеющие рисунком и одновременно понимающими специфику вышивки как особого вида прикладного искусства.

В книге представлено Руководство по рисунку, живописи и вышиванию для самообучения дам (с 48 гравюрами на меди) Иоганна Фридриха Нетто, учителя рисования в Лейпциге, изданного в 1795 г. (рис. 1, 2)

Руководство уникальный памятник прикладного искусства XVIII в. Помимо обязательных для такого рода изданий узоров для вышивания, оно содержит подробные указания относительно техники изготовления вышивок. Перевести такое издание на русский язык оказалось очень не простой задачей. Устарелость самого языка, обилие архаичной терминологии – все это создало немалые трудности.

Любители рукоделия, прочитав старинный перевод, смогут представить атмосферу, в которой работала вышивальщица, проникнуться ею и понять трудности, тонкости и нюансы труда мастерицы далекого прошлого.

Юрова Е.С. Старинные узоры для вышивания: обзор за 400 лет и энциклопедия вышивки XVIII века / Е.С. Юрова. - Москва: Этерна, 2010. - 206, [1] с.: ил., цв. ил., факс.; 30 см. - (в пер.).

 

Астафьева И.А., зав. сектором Хранения библиотечного фонда, Отдела сохранности фондов

 

 


Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3. Силуэты. Вышивка гладью и атласным швом. Начало XX в. Рис. 4. Венок, вышивка бисером по холсту. 20-30 гг. XIX в.
Последние изменения: 05.05.2022 18:25


Читайте также