Если ветер достигает скорости 75 километров в час, он становится штормовым. Затем он сеет хаос на земле: уничтожаются посевы, разрушаются поселения, погибают люди и животные.
Какими бы сложными ни были наука и техника, они не могут предотвратить бури. Поэтому в литературе они обычно играют жуткую и судьбоносную роль — не только как разрушители старого, но и как создатели нового. Будь то безжалостные торнадо или мощные ураганы, бури могут добавить атмосферы и конфликта в любую историю.
В этой статье вы узнаете:
- Определение символизма
- Что такое символизм бури?
- Значение шторма в книгах
- Примеры из литературы
Символизм — литературный прием, включающий использование символических элементов. Это могут быть слова, люди, животные, знаки, места или абстрактные идеи — для представления чего-то более глубокого, чем их буквальное значение. В сказках часто применяется литературная символика, чтобы донести до юной аудитории центральную идею рассказа. Например, братья Гримм часто использовали лес как символ тайны и опасности.
В знаменитых картинах и фильмах художники прибегают к символизму, чтобы неявно передавать идеи, предвосхищать события, создавать настроение или привлекать внимание читателя.
В литературе символика шторма включает использование экстремальных погодных условий — дождя, грома и молнии, темных туч и сильного ветра — для представления более глубокого значения. Сценаристы изображают штормовую погоду, чтобы намекнуть на бурное эмоциональное состояние главного героя или подчеркнуть тему. Когда писатели указывают, что на горизонте надвигается буря, они часто предвещают, что вскоре произойдет важный сюжетный поворот. Некоторые авторы ссылаются на ненастную погоду, чтобы создать более драматическое настроение на фоне сюжета рассказа.
Если вы хотите изучить символику шторма в своем любимом литературном произведении, вот разбивка того, что экстремальные погодные условия обычно означают в литературе:
1. Изменение: ясное, солнечное небо, внезапно потемневшее без предупреждения, означает резкое изменение, указывающее на опустошение (подобно последствиям бури).
2. Эмоциональное смятение. Буря может стать визуальным представлением бурной внутренней борьбы персонажа. Например, в начале шторма у персонажа накопилось много негативных мыслей и чувств. По мере того как сила бури нарастает, персонаж высвободит свои истинные чувства.
3. Ужас. Писатели часто используют шторм, чтобы предвещать печальное событие (например, смерть или серьезное предательство). Вместе со штормом приходит тьма и возможное разрушение, порождающие чувства предчувствия, страха и неминуемой гибели.
4. Отчаяние. Подобно метафоре дождевой тучи, нависшей над вашей головой, ливень символизирует печаль, депрессию и безнадежность.
5. Страсть. Буря может символизировать сильную страсть персонажа в форме гнева или любви.
6. Неопределенность. Из-за непредсказуемого характера штормов писатели используют их для обозначения неуверенности, безумия и хаоса. Когда персонаж должен принять трудное решение с серьезными последствиями.
Взгляните на эти примеры литературных произведений, содержащих символику шторма, и изучите различные значения в каждом рассказе.
1. «Король Лир» Уильям Шекспир. В третьем акте этой шекспировской трагедии Бард представляет мощную грозу, которая служит нескольким целям. Буря означает не только схождение Лира в безумие после побега от дочерей, но и столпотворение бурного падения его правления.
2. «Буря» Кейт Шопен: Буря параллельна страсти и роману Каликсты и Алсе в своей нарастающей интенсивности, кульминации и завершении. Подобно грозе, Шопен предполагает, что их роман интенсивен, но также потенциально разрушительный и преходящий. Если бы Бобино вернулся домой, когда Каликста и Алси все еще были вместе, эта сцена повредила бы их браку и браку Алси и Клариссы. Таким образом, Алси уходит сразу после окончания бури, признавая, что это был разовый инцидент, возникший в тот момент.
3. «Повелитель мух» Уильям Голдинг. В классическом дебютном романе Уильяма Голдинга буря обрушивается на остров сразу после того, как группа мальчиков убивает одного из них. Голдинг использует шторм, чтобы символизировать радикальные перемены — некогда невинные мальчики утратили свою человечность, превратив остров в место хаоса.
4. «Моби Дик, или Белый Кит» Герман Мелвилл.
В классическом «Моби Дике» Германа Мелвилла буря буквально разражается внезапно, как «высшая сила».
«Чем лучезарнее небосвод, тем сокрушительнее громы, которыми он чреват: роскошная Куба знает такие ураганы, о каких и не слыхивали в серых северных странах. Так и в этих сверкающих водах японских морей встречает мореплавателя ужаснейший из всех штормов – тайфун. Он разражается порой под безоблачными небесами, подобный разрыву бомбы над сонным застывшим городом».
Так начинается 119-я глава «Моби Дика»; он носит безобидное название «Свечи». Имеются в виду так называемые пожары святого Эльма, электрические разряды на вершине мачты, которые могут возникать во время грозы.
«Под вечер на «Пекод» обрушился тайфун. Море и небо взревели в ревущем гуле, раздираемые раскатами грома и пылающими молниями, в бледном свете которых виднелись клочья, оставленные первым ударом грозового порыва, порхавшие то тут, то там в мачтах».
Но эта гроза и ведет «Пекод» к действительной цели, гонит его к белому киту. Моби Дик однажды оторвал ногу капитану Ахаву. Наполненный ненавистью, Ахав думает только об одном: убить белого кита Моби Дика.
Некоторым буря мешает их планам, другим открывает уникальную возможность.
5. «Грозовой перевал» Эмили Бронте. В связи с эмоциональными потрясениями главных героев в «Грозовом перевале» Эмили Бронте часто случаются бури. Например, в ночь смерти отца Кэтрин вокруг фермы дует дикий и штормовой ветер. Позже в романе опустошенный Хитклиф убегает, услышав, как Кэтрин говорит, что не может выйти за него замуж из-за его низкого социального статуса. Обезумевшая Кэтрин продолжает поиски Хитклифа снаружи, но проводит ночь, застряв в сильном шторме, который чуть не убивает ее.
6. «Человек, который смеется» Виктор Гюго
Гюго описывает одну из самых жестоких бурь в мировой литературе в своем чудовищном романе «Человек, который смеется».
Примером драматизирующего искусства слова Гюго является описание банды преступников, попавших в беду в неспокойном Ла-Манше. Это жестокие похитители детей, которые вызывают улыбку на лице маленького Гуинплена и возят его с одной ярмарки на другую в качестве аттракциона. Теперь им приходится бежать из Англии посреди зимы, оставив мальчика на ледяном пляже.
Буря у Гюго в первую очередь мститель, а не корректор. Он мстит за проступки компрачикосов и приводит их к заслуженному наказанию.
Но что, если ветры совсем не дуют? Из-за того, что буря прекратилась, команда окончательно обречена. Корабль дает течь, он наполняется водой, и, поскольку нет ветра, способного вывести его на безопасную песчаную отмель, он идет ко дну вместе с людьми.
Автор: Печерская М.А.