logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
им. В.Д.Федорова
close

textsms Задать вопрос

О творчестве композитора Яна Тьерсена

00:00
00:00
podkast-cover

Всем доброго времени суток, вы слушаете подкаст «Музыкальные магистрали», у микрофона Артем Уткин, тренер по речи.

Сегодня мы поговорим о творчестве Яна Тьерсена и о минималистическом стиле в музыке.

От латинского «minimus» - т.е. художественный стиль, который основан на использовании простых элементов и лаконичных форм.

Для искусства минимализма характерны повторяемость, монохромность, нейтральные поверхности. Минимализм передает суть и форму предметов, без вторичных образов и оболочек.

Помимо музыки минимализм проник в архитектуру, дизайн, литературу, живопись, фотографию и кино.

Терминология «минималистская музыка» обычно используется для обозначения направления современной музыки, появившейся в 1960-х годах в Соединенных Штатах. Первооткрывателем минимализма, по признанию считают Джона Кейджа.

Минимализм в музыке — метод композиции на основе простейших звуковысотных и ритмических ячеек — «паттернов» (моделей). В ходе развёртывания композиции эти паттерны многократно повторяются и незначительно варьируются.

Паттерн (с англ. «модель») – первоначальная структура, ритмомелодическая формула.

Минималистическая музыка знаменует собой разрыв с авангардом и возврат от диссонансов к тональной, консонантной музыке. Также в целом она отличается некоторой простотой и экономией средств. Есть также термины: импульсная музыка, системная музыка, процессная музыка, транс-музыка, гипнотическая музыка. Ими можно охарактеризовать музыку минималистов.

Форма минималистского сочинения сводится к нанизыванию функционально и структурно тождественных разделов. Повторы моделей с незначительными изменениями и перестановками делают музыку минималистов легко воспринимаемой на слух.

Характерные черты этой музыки:

  • Репетитивность - повторяющиеся паттерны (повторение короткой музыкальной фразы, с минимальными вариациями на протяжении долгого периода времени).
  • Состояние покоя (часто в форме гула, баса и протяжных звуков), медитации, остинатность как средство погружения в транс.
  • Устойчивый остинатный ритм.
  • Общность истоков (музыкальная культура Востока, массовые жанры (джаз и рок), старинная музыка средневековья и Возрождения, американская и европейская академическая музыка ХХ столетия)
  • Эксперименты в сфере нового синтеза искусств (сотрудничество с хореографами и театральными режиссёрами).

Одним из композиторов-минималистов является Ян Тьерсен.

Ян Тьерсен популярный современный французский композитор. Он известен также как дирижер, певец и музыкант. Его полное имя Гийом Ян Тьерсен (Guillaume Yann Tiersen). Ян играет на многих инструментах: скрипка, фортепиано, аккордеон, акустическая и электрогитара, виолончель, карильон, клавесин, мелодическая гармоника, вибрафон, мандолина, банджо и др. В своих произведениях молодой композитор чаще всего использует фортепиано или аккордеон.

Композитор родился в портовом городе – Брест в департаменте Финистер в Бретани. В юности он получил классическое образование в нескольких музыкальных академиях и позже был участником некоторых рок-групп.

В раннем детстве Ян Тьерсен не только не представлял ничего выдающегося, но своей молчаливостью приводил в отчаяние своих родителей, которые любили его гораздо меньше, чем его сестру. Когда родители слишком сильно занимались воспитанием Яна, он убегал к бабушке, у которой прятался и любил проводить время в одиночестве.

В 1976, когда ему было 6 лет, Яна направили учиться в «Национальную консерваторию города Ренн», по классу пианино и сольфеджио. В 1977-м к этим двум классам добавилась и скрипка. В 1983-м Тьерсен, получив аттестаты с отличием, нарочно сломал свою скрипку. Также в возрасте 14 лет он бросил школу, чтобы заниматься музыкой. В то время у него появилась электрогитара. Молодой музыкант стал играть в рок-группах, в том же числе и своей. В 1986-м он решил возобновить обучение скрипичной игре и поступил в «Национальную консерваторию города Булонь-сюр-Мер». В 1993-м уже в Ренне перешел на направление оркестра, где так и не доучился. Первые опыты Яна Тьерсена, в процессе учебы сменившего не одну музыкальную академию, лежали на стыке классики, электроники и поп-музыки.

Результатом творческих исканий стал альбом, названный “Вальс чудовищ” (“La valse de Monstres”, 1995 г.).

Композитор сам играет на аккордеоне, скрипке и мелодике и совсем не пугает слушателей монстрами, а наоборот – убаюкивает нежными вальсами.

Композитор говорит, что его музыка – это веселый хаос на жестком “каркасе” и в то же время интимный дневник, заметки на полях будней, часть его самого.

Тьерсен успешно комбинирует инструменты в своих записях. Кое-где ритм задает инструмент, сильно напоминающий печатную машинку. Какофония в музыке Тьерсена удивительным образом подходит к тем звукам, которая напоминает саму городскую жизнь, из которой автор вычленил некоторую красивую и жизнерадостную мелодию, основанную на повторениях.

В конце 1999 года у Яна начался творческий кризис, который продолжался весь 2000 год.

В 2001 году режиссёр Жан-Пьер Жёне в поисках музыки для своего грядущего фильма «Амели» случайно услышал в машине своего ассистента музыку Яна Тьерсена, и, впечатлявшийся, скупил все его диски. Жан-Пьер предложил поработать Яну над саундтреком для его фильма.

Люди ошибочно считают, что все пьесы написаны специально для фильма, но это не так. Для фильма Ян сочинил всего лишь 3 вариации одной пьесы («La valse d’Amelie») и ещё 2 трека («La redécouverte» и «L’autre valse d’Amélie»). Остальные пьесы были уже готовы, так как их взяли из трёх первых альбомов.

В том же году после выхода фильма и альбома «Le Fabuleux Destin d’Amélie Poulain» композитор получил мировую славу.

В 2002 году, Ян дал много выступлений. Одно из них он записал как концертный льбом, издавши его под названием «C’etait ici». В конце того года, немецкий режиссёр Вольфганг Беккер немецкий кинорежиссер и сценарист, смотря на популярность саундтрека к «Амели», пригласил Яна на запись саундтрека к его новому фильму. Ян снова согласился, и, в отличие от альбома «Амели», он написал все пьесы именно к фильму. В 2003 году вышел альбом «Goodbye Lenin!» немецкий фильм в жанре трагикомедии, рассказывающий историю берлинской семьи в период упразднения ГДР и объединения Германии, а в 2004 и сам фильм, который также дал успех.

Композитором также были написаны произведения:

Студийные альбомы

1995 — La Valse des Monstres

1996 — Rue des cascades

1998 — Le Phare

1999 — Tout est calme

2001 — L’Absente

2005 — Les Retrouvailles

2010 — Dust Lane

2011 — Skyline

2014 — ∞ (Infinity)

2016 — EUSA

2019 — ALL

2019 — Portrait

2021 — Kerber

Мини-альбомы / Синглы

1996 — Rue des Cascades (EP)

1996 — La vie rêvée des anges (EP)

1997 — Avant la Chute (EP)

2003 — On aime, on adie (EP)

2010 — Palestine (EP)

2011 — Monumets (EP)

2018 — The Lost Notebook (EP)

Коллаборации

1998 — Bästard ~ Tiersen

2004 — Yann Tiersen & Shannon Wright

2010 — The Dark Age of Love

Концeртные альбомы

1998 — 1st Black Session (Solo)

1999 — 2nd Black Session & Friends

2002 — C'était ici

2006 — On Tour

2014 — Live at London

Саундтреки

1998 — Le Cyclope de la Mer

2001 — Amélie

2003 — Good bye, Lenin!

2008 — Tabarly

2016 — Ouragan

В завершении я расскажу о некоторых интересных фактах из жизни композитора:

  • Ролик саундтрека к фильму Амели на Ютуб просмотрело 18 722 891 человек.
  • Вся музыка для фильма «Амели» написана только Яном Тьерсеном.
  • После выхода фильма «Амели» в Японии и других восточных странах родители стали называть детей названиями песен Тьерсена.
  • 90% слушателей имеют композиции Тьерсена в избранных коллекциях, но не знают, что их автором является Ян Тьерсен.
  • Ежегодно Яном Тьерсеном в гугле интересуются 5 000 000 раз.
  • Все свои живые выступления Тьерсен начинает в 8 вечера.

На этом сегодня я ставлю точку.

Слушайте музыку и наполняйтесь позитивными эмоциями!

До новых встреч!


Читает: Артем Уткин
Музыка: Yann Tiersen - Comptine D'un Autre Été, L'après-Midi

Последние изменения: 11.08.2022 11:33


Слушайте также