logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
им. В.Д.Федорова
close

textsms Задать вопрос

«Мемуары гейши» или девушка с глазами дождя

00:00
00:00
podkast-cover

Коничива, дорогой слушатель! Сегодня мы на мгновение окажемся в стране, где контраст – совершенно обычное дело. Где неспешность уживается с бешеным ритмом, где на одной улице можно встретить женщину, в расшитом золотыми нитями кимоно и серьезного бизснесмена в европейском костюме, где девушкам не следует дарить белые цветы, а на празднике мертвых поминают не минутой молчания, а хлопушками и фейеверками. Все это – она, страна восходящего Солнца. Япония!

На связи главная библиотека Кузбасса у микрофона Галина Дрыгина и это подкаст «Сквозь объектив». Здесь мы с вами говорим о фильмах, книгах, экранизациях, да и вообще обсуждаем интересные факты и новости киноискусства.

Героями сегодняшнего подкаста стали: книга Артура Голдена «Мемуары гейши» и экранизация этого романа, режиссером которой выступил Роб Маршалл. Благодаря этим двум трудам, мы с вами заглянем в окутанный тайной мир гейш: узнаем о вековых традициях, больших запретах, развеем самые популярные стереотипы об этих невероятных красавицах, а также узнаем, чем же Артур Голден так сильно обидел японцев.

Прежде чем приступить к разбору фильма и книги, поговорим о самых ярких заблуждениях, которые окутали и без того закрытый мир японских нимф.

Гейша – не куртизанка! И именно с этого жесткого, но правдивого заявления стоит начать наш разговор. Гейша в переводе с японского означает «человек искусства». Эти женщины занимались и занимаются тем, что развлекают знатных господ, а ныне больших дипломатов и гостей Японии, где поют, разыгрывают театральные миниатюры, исполняют композиции на традиционном музыкальном инструменте - сямисэн, разливают напитки и поддерживают беседу на любую тему, будь то спорт, искусство или политика.

Превращаясь из гейши в куртизанку, девушка подвергает себя и свой чайный домик огромному риску так как законом ей категорически запрещено оказывать такие услуги. Вероятнее всего, подобный стереотип о гейшах возник после второй мировой войны из-за американских солдат, которые путали понятия «гейша», «юдзе», «таю», «ойран».  Разбираться им было сложно, да и, впрочем, ненужно, поскольку для них, на первый взгляд представительницы всех этих терминов выглядели практически одинаково. А юдзе – те самые японские куртизанки выдавали себя за гейш, чтобы просто побольше заработать в те сложные времена.

Важно! Вечер с гейшей – дорогое удовольствие. И даже если твой карман набит тысячами йен, не факт, что гейша согласится провести с тобой светский вечер. Если гейша решит, что по какой-то причине человек не достоин её присутствия, то никакие деньги не смогут изменить её решения. Довольно часто важные решения в бизнесе Японии принимаются в такой обстановке: дорогой ресторан, представители больших бизнес-предприятий в компании гейш, сакэ и непринужденная беседа.

Следующий миф - гейшами были исключительно японки и исключительно женщины! По поводу первого утверждения есть какое-то логическое объяснение. Япония – изолированное, замкнутое государство, куда долгое время не было хода иностранцам, так и было - гейшей могла быть ТОЛЬКО японка. Но 70-е годы внесли свои коррективы и в эти времена среди гейш стали появляться представительны других стран. Девушки проходили обучение в специальных домах - чайный домик, правильнее – окея(мы, кстати, чуть позже поговорим о них) и после этого имели полное право называться гейшей.  

А что насчет второго? Гейшами были исключительно женщины. А вот и нет! Первыми гейшами были мужчины  — их называли тайкомо́ти, что с японского переводится как «носитель барабана», или хока́н — «шут». Это были комедианты, музыканты, актёры и знатоки чайной церемонии. Они рассказывали шутки, а порой веселили и зазывали гостей в кабаки и бордели неприличными анекдотами.

Свое начало эта профессия берет аж в 12 веке и тогда в переводе с японского она значила «товарищ», поскольку мужчины не только развлекали господ, но и были им советниками и компаньонами.  Позже в начале 17 века, стали появляться и шуты‑женщины. Первую из них звали Касэн — она была куртизанкой, но смогла выплатить долг по контракту и, обретя свободу, стала первой гейшей. Кстати, возможно, этот исторический факт также повлиял на репутацию понятия «гейша» в современном мире.

Еще один распространенный миф – гейш больше не осталось. И здесь промах. В самом начале мы упомянули, что большие решения в бизнесе принимаются в присутствии гейш. И это так! По сей день искусству гейш обучают в специальных школах-окейях, девушки устраивают чайные церемонии, приглашаются в качестве почетных гостей на светские мероприятия и многое-многое другое. Более того, помимо гейш в Японии остались представители упомянутой выше древней профессии – тайкомо́ти. Но осталось этих мужчин порядка 5, они занимаются организацией праздников, конкурсов и работают ведущими.

Поскольку мир гейш окутан тайной, да и тема сама по себе очень интересная, хочется поделиться еще некоторыми фактами из жизни представительниц этой профессии. А как становятся гейшей? Что это за школы такие? И чему там вообще обучают? Вернемся к переводу слова гейша. «Человек искусства»! Вот и обучают девушек с ранних лет искусству в разных его проявлениях. Но вы не подумайте, что там все так гладко и весело, будто в окейях ученицы лишь танцуют и поют. Ни в коем случае! Быть гейшей – это в первую очередь дисциплина. И это самое первое искусство, которому обучают юных девушек. Об этом ни раз упоминается в исторических источниках, да и современные гейши часто говорят о строгости по отношению к воспитанницам школ. Ученица во всем должна слушать и внимать все замечания наставницы: от надевания кимоно, до, внимание, того, как правильно браться за дверную ручку.

Школа гейш. Чайный домик. Окейя - дом, где проживают гейши. Каждая окейя управляется «мамой», или её еще называют мама-сан, та женщина, которая полностью обеспечивает жизнь гейш. В окейе живут как уже работающие полноправные гейши, так и ученицы — майко.

Если раньше девочек просто-напросто забирали из семьи в чайные домики (и это еще повезет, если забрали в окейю, а не в публичный дом), то сегодня права детей защищают и отдать в окейю можно только девушек с 15 лет. Чаще всего они сами поступают туда, но только с согласия и разрешения родителей. Обучение проводят в несколько этапов:

  1. Как только девушку приняли в школу она становится сикоми (воспитанницей). От полугода до двух лет девушка убирает дом, занимается хозяйственными делами, помогает в сложном одевании старших. Как, кстати, главная героиня романа, но об этом чуть позже. Девушка отращивает волосы для будущей прически (прическа юных гейш зовется «разделенный персик», поскольку сзади очень похожа на этот фрукт в разрезе), а также учится ходить в кимоно. Выходить из дома можно только получив разрешение мамы-сан. А из современных правил – ученицам нельзя пользоваться ни телефоном, ни интернетом.
  2. Вторым этапом является период «минари» - наблюдение за учителем, или старшей сестрой. Ученица участвует в светских событиях, сопровождая старших сестер. Здесь девушка выступает лишь наблюдателем и никакой самостоятельности проявлять она не смеет. Этап заканчивается представлением ее в организацию по делам гейши. После этапа минари предстоит испытание –исполнение старинного танца кёмай. У ученицы есть 3 попытки, чтобы безупречно исполнить этот танец, если же все три попытки окажутся неудачными, то путь в мир гейш закрыт навсегда.
  3. На третьем этапе девушка становится майко. У нее появляется личная наставница, которую ей определяет мама-сан. Чем влиятельней наставница, тем удачней карьера будущей гейши. Об этом этапе мы, тоже поговорим далее, поскольку в книге и экранизации это очень яркий и важный сюжетный момент.

Все еще остались сомнения по поводу мира гейш? Помимо посещений банкетов и светских мероприятий, гейше приходится все время учиться: языки, каллиграфия, искусство поэзии, политика, спорт. Но самое главное – внимательно слушать, поддержать собеседника и хранить молчание. Гейша – это не украшение вечера. Гейша – это прежде всего приятный и мудрый собеседник. 

И вот, успешно пройдя все этапы ученицы имеет право называться гейшей. Теперь она вправе посещать вечера не как наблюдатель из чайного домика, а как самостоятельная личность. Гейша может уйти из окейи, и даже может открыть свою. Важно! После окончания школы гейш, девушки не перестают учиться. Еще одно важное искусство гейши – не растерять полученные навыки, а, наоборот, постоянно подпитывать свою эрудицию свежими новостями литературы, искусства, спорта и политики.

Сейчас мы с вами лишь совсем немного приоткрыли завесу тайного мира гейш, но на деле это лишь десятая часть того, что по крайней мере НУЖНО знать о гейшах. Отлично, теперь имея общее представление можно приступить к обсуждению книги и фильма.

Артур Голден «Мемуары гейши» - противоречивый бестселлер, который вызвал бурю эмоций, в особенности у жителей страны восходящего солнца. Но… Обо всем по порядку. Артур Голден – американский писатель, выпустивший этот роман аж в 1997 году, считайте, в этом году роману стукнет уже 25 лет.

Середина 20 века, по сюжету главную героиню Чио, будучи совсем юной девочкой, вместе со старшей сестрой забирают из семьи для того, чтобы отдать в чайный дом. Семья бедствовала, и чтобы хоть как-то обеспечить будущее дочерей, отец соглашается на такой отчаянный шаг. Девочки думали, что они, как минимум, останутся вместе. Но не тут-то было. На середине пути девочек разлучают, и как оказалось, старшую сестру Чио – Сацу, забирают не в чайный домик, для обучения искусства гейши, а в публичный дом. Решение принималось безапелляционно и бескомпромиссно. Обычно те девочки, которые оказывались здоровее и симпатичнее – попадали в чайные дома, а те, что по мнению «экспертов» были менее красивы – отправлялись в публичный дом.

Однажды ночью Чио удалось найти сестру, они договорариваются сбежать, но убежать удается только старшей – Сацу, и больше они никогда не встретятся. За попытку побега Чио переводят в служанки и обещаются, что девочке гейшей никогда не стать.

Однажды героиня встречает Председателя в компании гейш. Эта темная и загадочная фигура будет удивлять нас весь сюжет. Он говорит девочке ободряющие слова и угощает мороженым, Чио влюбляется и решает во что бы то ни стало стать лучшей гейшей Киото, чтобы стать ближе к нему. Неожиданно в судьбе Чио появляется одна из самых влиятельных гейш города – Мамеха-сан. Она становится старшей сестрой\наставницей для Чио, обучая её всем премудростям гейши. После дебюта девушке меняют имя. Теперь ее зовут Саюри, что можно перевести как «девушка с глазами дождя». Это неслучайное совпадение, ведь у Саюри невероятные серо-голубые глаза, которыми многие восхищаются.

За время своей карьеры гейши Саюри повидала много – влиятельные знакомства, светские вечера, предательство, и даже очернение собственного имени, руками главной соперницы.

Во время войны героиня тяжело работает, забывая, что когда-то была самой популярной гейшей в Киото. Девушка много лет помнила о своей любви к Председателю и не теряла надежды встречи с ним. После войны мир Японии восстанавливается, как и мир Саюри. Она снова возвращается в профессию и однажды её вызывают в чайный домик. Все думают, что это человек, который много лет мечтал стать ее покровителем-данной. Данна – это меценат или покровитель гейши, который оплачивает её долги за обучение в чайном доме, покупает украшения и кимоно, а порой является любовником. Но вместо мужчины, которого ожидали увидеть все, приходит тот самый Председатель. Оказывается, он помнил Саюри, любил и тайно помогал ей много лет. После долгих страданий, Саюри, наконец, счастлива.

Чтоооож? На первый взгляд, довольно логичный и правдоподобный сюжет для романа о гейше. Но. Не скажу, что этой книге можно доверять на все 100%. Поскольку, если читатель не имеет никакого представления о гейшах, то картина мира у него может сложиться не совсем приятная, а в каких-то местах очень сильно приправленная стереотипами. Почему так? Артур Голден прекрасно знал, что создает мировой бестселлер, поэтому, как автор, который работает над художественным романом, не стеснялся приукрашивать действительность. За основу романа он взял историю реальной гейши – Минэко Ивасаки. С Минэко Ивасаки автор встречался несколько раз и брал интервью, хотя обещал, что эта информация никогда не увидит свет. Но, как видите, нарушил обещание и даже, написал роман, на основе этой истории. За такой поступок ему прилетел большой втык – заявление в суд от самой Минэко, поскольку история вызвала большой резонанс, а роман и вовсе обидел японцев. Ведь завеса тайного мира была приоткрыта, а образ гейши и вовсе изувечен. Теперь в глазах некоторых читателей, гейша – не «человек искусства», а обычная куртизанка.

Минэко Ивасаки решила восстановить свое имя и практически сразу после выхода книги Голдена выпустила свою, под названием «Настоящие мемуары гейши», где она рассказывает о реальной жизни, фактах, учебе, и самых необыкновенных ситуациях.

А теперь о фильме. Ранее уже упоминалась фамилия режиссера – Роб Маршалл, он может быть извествен вам по таким работам как «Пираты карибского моря: на странных берегах» и мюзикл «Мери Поппинс возвращается». Фильм «Мемуары гейши вышел в 2005 году, а бюджет его составил 85 млн долларов.

Как и любая экранизация, «Мемуары гейши» не обошла погрешность в виде урезания сценария. Но, стоит отметить, что здесь это было сделано очень аккуратно, то есть, все основные сцены из книги сохранены и бережно переданы на экран.

Сравним? Первое, что лично для меня оказалось очень важным и весомым – фильм – это всегда смесь текста, музыки, операторской работы. И благодаря этому эмоции наконец-то встали на свои места. В книге как будто не хватало эмоций, в то время как в фильме ты с первых минут понимаешь всю трагедию Чио  – её практически крадут из родного дома, забирают из семьи. Можно предположить, что такое ощущение связано с тем, что роман написан буквально со слов Минэко Ивасаки, а японцы не отличаются особой эмоциональностью, да и сама история была рассказана ей уже по истечению многих лет, когда ты можешь спокойно рассказывать о событиях, которые когда-то невероятно сильно тебя ранили. Странно, но читая книгу, у меня не появилось чувства сострадания к героине, я будто была лишь сторонним наблюдателем, а в фильме первые кадры – «подвыпивший» домик, ночь, вокзал, суета – все это задает нужный тон и действительно пробивает на эмоции.

Второе. В фильме очень короткое исходное событие, экспозиция. Фрагментов, связанных с детством показано крайне мало, хотя в книге для этого отведена значительная часть. Но сцена разделения сестер получилась очень чувственной, благодаря одной этой сцене зритель понимает их отношение и привязанность друг к другу.

Третье. Благодаря эмоциональным сценам фильма быстро проникаешься к героям, они легко для тебя раскрываются и, практически, через несколько секунд тебе уже ясна мотивация каждого. В книге же с этим были большие проблемы, поскольку, повторюсь изложение достаточно сухое, и герои раскрываются для читателя со скрежетом. Но большое количество событий, перипетии сюжета все-таки позволяют это сделать, ведь реакция на ситуацию, так или иначе, покажет реакцию героя, что в последствии позволит тебе достроить образ.

Еще раз сделаю акцент на эмоциональной составляющей фильма, поскольку некоторые персонажи раскрылись совсем по другому. В книге Анти – помощница хозяйки чайного домика, была для меня персонажем черствым, и редко проявляющим сочувствие, в то время как фильм открыл эту женщину совершенно с другой стороны. Понимающая, та, что всегда прикроет перед мамой-сан, какую бы сильную шалость ты не совершил.

Визуальная составляющая фильма, безусловно, отмечается многими критиками. Авторы в полной мере воспользовались всеми преимуществами кино и очень неплохо перенесли книжную историю на экран.  Хорошо это или плохо, но фильм можно называть по истине красивой картиной.

А теперь самое долгожданное – критика! Чаша весов по отношению к этому фильму постоянно меняет свое состояние. «10 из 10» говорят 50% зрителей, но другие 50% категоричны и отзываются совершенно нелестно. ПОЧЕМУ ТАК?

Азиатская культура очень противоречива, и человеку, который хорошо разбирается в ней, в какой-то мере больно смотреть и читать «Мемуары гейши». Восток – дело тонкое, по мнению зрителя, режиссер поделил азиатскую культуру на черное и белое, без полутонов, а так делать запрещено.

Следующим пунктом в критике стал подбор актеров. Почему японских гейш играют китайские актеры? Ох. Знали бы вы, какой спор до сих пор вершится в рецензиях на сайтах кино. Сам же Роб Маршалл очень резко заявил, обидев тем самым японцев, что нет японских актрис, подходящих на роли гейш. Все актрисы, исполняющие главные роли по национальности китаянки. Это вызвало не только негодование японцев, но и китайцев, на одном из китайских сайтов одна из героинь подвергалась нападкам за роль «японской куртизанки». Один китайский режиссер сказал: «Китаянки не могут играть гейш. Это вековая традиция японской культуры. Как они ходят, как держат веер, как улыбаются, как смотрят на человека — для того, чтобы все эти жесты и выражения лица выглядели правильно, надо вырасти в Японии. Но американским продюсерам, должно быть, наплевать на это». А про хореографию в фильме критики говорят, что она никуда не годится, да и кимоно чересчур откровенны.

Вот таким вот противоречивым для зрителя оказался фильм. Хотя, повторюсь, многие хвалят фильм за игру, визуал, режиссёрские приемы, попытку передать тонкость азиатской культуры. Мой вам совет, смотрите и читайте книгу «Мемуары гейши», лишь после того, как ознакомитесь с достоверными документальными источниками о работе гейш, например, романом вышеупомянутой Минэко Ивасаки «Настоящие мемуары гейши». Так, вы будете иметь реально представление о том, кто они такие и будет с чем сравнить художественные работы Артура Голдена и Роба Маршалла. Да и документальным фильмов про гейш нынче становится больше и больше, в век интернета живем все-таки, и даже такой закрытый, на первый взгляд мир гейш, становится для нас все более доступным и позволяет ступить хотя бы на порог.

Читайте книги, смотрите фильмы, сравнивайте, изучайте! А с вами был подкаст «Сквозь объектив», на связи главная библиотека Кузбасса, у микрофона я, Галина Дрыгина, до новых встреч, друзья!


Читает: Галина Дрыгина

Последние изменения: 30.03.2022 14:17


Слушайте также