Рассказ Дмитрия Васильевича Григоровича «Рождественская ночь» имеет много общего с «Рождественской песнью в прозе» Чарльза Диккенса, и оба произведения можно рассматривать как яркие примеры рождественской литературы, в которых жизнь персонажей переплетается с духом праздника и философскими размышлениями о добре, моральной ответственности и значении человеческих отношений.
В центре сюжета Григоровича, как и в произведении Диккенса, лежит контраст – контраст между светом и тьмой, добром и злом, радостью и страданиями. В «Рождественской ночи» действие разворачивается в преддверии Рождества, что задает эмоциональный фон для событий. Главные герои ощущают убожество и страдания, что подчеркивает их внутренний мир и место в обществе. Но в то же время предвкушение праздника и возможность чуда создают надежду на изменение ситуации.
Диккенс, в свою очередь, также использует контраст для иллюстрации изменений в жизни своих героев. Персонаж Скруджа, изначально погруженный в холодный эгоизм и недоброжелательность, испытывает трансформацию благодаря духу Рождества и воспоминаниям о прошлом. Через разные временные слои он понимает важность любви, дружбы и щедрости, что открывает новые горизонты в его жизни.
Важным аспектом является и тема социального неравенства. Диккенс и Григорович акцентируют внимание на страданиях бедных и неимущих, но при этом Диккенс дает надежду на лучшее будущее. В отличие от Скруджа из истории Диккенса, персонаж Григоровича Араратов сосредоточен исключительно на воспоминаниях: он вспоминает, как получил свой первый кошелек, искал работу, пережил похороны девушки, которая была беременна от него и скончалась при родах, а также мелкие эпизоды, такие как ссора с дежурным на станции. Во сне таинственный голос сообщает ему, что он не имеет права жаловаться на неблагодарность окружающих, поскольку именно он является единственным виновником своей горечи и одиночества, даже в ходе этого светлого праздника. Араратов пробуждается, и у читателя, в частности у тех, кто знаком с «Рождественской песнью в прозе», возникает мысль, что история завершится подобным образом: Араратов осознает свои ошибки и изменится. Однако у Григоровича финал выглядит иначе: на следующее утро к герою приходит доктор, быстро поговорив с ним, ставит диагноз: «Нет, у этого человека болезнь, которую не нужно лечить никакими медикаментами... Она неизлечима!» Мы считаем, что такой разворот событий в финале выполняет две функции: во-первых, автор бросает вызов ожиданиям читателя, а во-вторых, демонстрирует, что на некоторых людей даже атмосфера праздника не способна оказать влияние; ничто не может изменить их, и долгожданного чуда не происходит.
Колмагорова Евгения Михайловна, главный библиотекарь отдела "Музей книги"
"Музей книги" https://kemrsl.ru/otdel-muzej-knigi-14497/
.
Представительство в социальных медиа:
.
https://vk.com/litkartakuz
.
https://vk.com/mkfedorovka
.
Контактная информация:
Телефон: (3842) 44-18-55
Отдел "Музей книги"