Писатель читает
Когда я читаю, я размышляю, поэтому самые благодатные тексты для меня те, что затрагивают именно эту пульсирующую жилку на моём виске. Писатель, подающий топливо для моего мозга, – мой писатель.
Читая роман «Чагин», чувствуешь себя счастливым человеком. Почему? Потому что его герои принимают происходящие с ними неудачи, болезни, предательства спокойно, без истерик и заламывания рук. И в этом спокойном мире тебе тоже становится невозмутимо легко, уютно… и счастливо.
Познакомившись с текстом «спокойной неторопливой беседы» писателя с Ксенией Лученко от 29 января 2014 года https://www.pravmir.ru/chelovek-v-centre-literatury/, я открыла для себя первоисточник авторской неспешности в повествовании: Пушкинский Дом, Отдел древнерусской литературы. Вот что сказал сам Евгений Германович об этом: «Пушкинский Дом – это не то место, которое покидают. Из Пушкинского Дома никто не уходит. Только на пенсию и в могилу. Здесь есть некоторое успокоение. Чувствуешь себя за пределами не очень приятного мира, который нас окружает». После прочтения этой цитаты получаешь ответы на все вопросы. Ещё раз убеждаюсь: для понимания истоков творчества писателя, необходимо знать его биографию.
Ещё одна важная цитата: «Пушкинский Дом – благословенное место. Оно заставляет думать о вещах не сиюминутных. Причем, не только предметом занятий, а просто своей обстановкой». Доктор филологических наук провёл в стенах Пушкинского Дома более тридцати лет: академическая обстановка не могла не повлиять на формирование писательского стиля автора.
Ксения Лученко предлагает, возможно, немного иронизируя: «в идеале у каждого человека должен быть какой-то свой Пушкинский Дом, который всегда с тобой…» и Евгений Германович вполне серьёзно соглашается с этой мыслью: «да, внутри».
Самые выдуманные наши выдумки в конечно счёте отражают реальность.
Исидор «мечтал о месте, похожем на кокон, куда мог бы спрятаться и вести уединённую жизнь». Мечтаете ли вы о подобном месте?
В какие-то мгновения жизни человек нуждается в уединении, а когда-то – в бурном и страстном общении. Однообразие убийственно для развивающейся личности. Повторяющиеся стереотипные события убаюкивают, и личность впадает в кому ещё задолго до полного отмирания чувств, конечностей и социальных связей.
Для чего необходимы моменты одиночества? Для осмысления пройденного пути и полученного опыта, для понимания происходящего. Если вы отдаёте подобные процессы на волю случая, вы рискуете столкнуться с неприятными последствиями, которые в современном мире принято называть психосоматикой – неожиданной реакцией нашего тела на непроработанные эмоции и подавленные чувства. Уметь замечать и определять свои эмоциональные реакции, как оказалось, сложное дело для большинства пользователей человеческими телами.
Вы можете возразить, что проблемы можно обсудить с подругой или психологом. Если вы доверяете тонкие движения вашей души чужому человеку, пожалуйста. Но почему вы считаете, что кто-то является бόльшим экспертом в сфере ваших чувств, чем вы сами?
«Замысел человека – это самое точное его, человека, отражение. А на результате лежит проклятие реальности», – бросает в разговоре Чагин. Главный герой моей повести «Формула судьбы» Виталий пытается понять, что определяет поступки и выборы человека, и приходит к пониманию, что в основе всего лежит Божественный замысел, та стартовая искра, которая запускает цепочку значимых и важных событий. И огонь бежит по Бекфордову шнуру, разбрызгивая шипящие вспышки, оставляя обугленным пройденный участок, с жадностью пожирая ещё не обожжённую оплётку. Задача человека заключается в том, чтобы постигнуть этот таинственный Божественный замысел, угадать ту дорожку, по которой нам предначертано идти. Кем предначертано? Нами самими. В этом и заключается невероятная загадка бытия: я иду по пути, который я изначально выбрал для себя.
«Как актёр я замечал, что в жизни существует своя режиссура». Как вы думаете, о чём это? О том, что всё в жизни – закономерно, каждое событие на своём месте и определяет следующее. Но этот закон жизни можно понять только прожив не одно событие и задав не один вопрос: «За что мне это? Для чего? Чего я ещё не понял? И что должен понять?» Как ни странно, именно саморефлексия – вопросы, обращённые к себе по поводу самого себя, помогают нам увидеть взаимосвязь событий.
Если вы не увлекаетесь исследованиями странностей своего жизненного пути, вы вряд ли заметите, что поднимаетесь по приготовленной для вас лесенке. Кто выстраивает и подсвечивает для вас ступени бытия? Почему вы делаете одни выборы и отказываетесь от других? Вы удивитесь ответу: потому что не можете поступить иначе. Предпринимаемый вами шаг предопределён вашими личностными качествами, ценностями, опытом. Вы не можете взять чужую вещь, потому что ваша внутренняя культура не позволяет вам это. Вы не можете разрушить чужую семью, потому что этот поступок так же бесчестен, как кража.
«Они действовали правильными методами… и были, конечно, правы. Только в этой их правоте заключалась такая гордыня, что наказание стало неизбежным». Иногда очень важно почувствовать себя в униженном положении совершившего ошибку ученика. Постоянный успех и удача ведут нас к постепенно нарастающему высокомерию. Мы становимся самодовольными и думаем, что сама судьба покорилась нам. Свысока смотрим на окружающих нас коллег, соседей, друзей и родственников. И вдруг – бац! И нас бьёт по голове неожиданное злоключение, равнодушное ко всем «правильно» и «прав». Но если даже в самой тяжёлой ситуации вы скажете себе: это всего лишь опыт, – вам сразу станет легче и радостнее жить. Осознание снимает напряжение – запомните это.
«Не всякая выдумка – ложь, и не всякая правда – реальность» – эта фраза из поэмы Исидора Чагина «Одиссея» перекликается с ранее обронённым им суждением о том, что человека нужно судить по его мечтам, а не поступкам, по его намерениям и устремлениям. По большому счёту, мы все живём в выдуманных нами мирах, в которых нам комфортно и безопасно. Но разве придуманный нами, удобный для нас мир – это ложь? Нет. И что есть правда? Возможно, это такая же текучая субстанция, как время? И с течением времени правда меняется?
Я подумал сейчас, что любой дневник, даже самый честный, прямого отношения к реальности не имеет. Это – не жизнь как она была, а только взгляд на неё.
Как вы думаете, для кого пишут дневник: для себя или для других? У автора романа есть свой ответ на вопрос. У меня свой. Пока я не была писателем, все мои дневниковые записи были отражением моих попыток осмыслить происходящее со мной и никак не предназначались для чужого взгляда. Как только я начала писать, я поняла, что необходимо фиксировать, что и когда я начала писать, чтобы не запутаться в многочисленных сюжетах. Постепенно мой Дневник писателя стал превращаться в некую форму общения с читателем, которому я рассказывала о том, как я осмысляю свой писательский процесс, что я читаю и как воспринимаю прочитанное. У меня возникали вопросы по поводу литературного творчества, и я искала ответы. Сейчас я пишу свой Дневник писателя, обращаясь к читателю и мыслями и текстом. Я не думаю о том, что он будет когда-то издан, дело не в этом. Дело в моей устремлённости к невидимому собеседнику, которому я доверяю мои сложные духовные и душевные процессы.
Оттягиваю завершение чтения книги, как можно дольше. Не хочу однажды перелистнуть страницу и остаться одна – без светлого доброго собеседника с тонким чувством юмора, который умеет писать гекзаметром.
Последнее авторское размышление, которым мне хотелось бы с вами поделиться: «события, которые меняют нашу жизнь, – всегда начинаются с фантазии! Да, это можно назвать фантазией, но можно – предвидением. Важно видеть то, что пока ещё за горизонтом». Эти слова написал Павел Нике в письме. Хотите узнать, кто такой Павел и почему он написал эти слова любимой девушке? Спешите в библиотеку и берите роман «Чагин»! Это потрясающая книга!
Шабалина А.Н.
ведущий библиограф
Отдела комплексного обслуживания
#Чагин#водолазкин#роман#ячитаю#проза#литература