Афиша smart library Доступная среда tiktok VK instagram youtube facebook Ok rss YD visibility
logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
имени В.Д.Федорова
Записаться в библиотеку через Госуслуги
close

Уличные музыканты

Уличные музыканты

00:00
00:00
podkast-cover


Здравствуйте, дорогие слушатели подкастов «Музыкальные магистрали». Меня зовут Варвара. Сегодня я расскажу вам об уличных музыкантах. Я проводила исследование и верю, что вам будет интересно о них узнать.

В настоящее время все чаще можно встретить на улице играющих музыкантов с лежащим раскрытым кофром гитары или с гуляющим неподалеку аскером, предлагающего послушать исполнителя. Для многих это становится обычным явлением, особенно в весенне-летний период, когда по набережной, проспектам и бульварам города разносятся звуки саксофона, скрипки, гитары или гармошки. Кроме того, для многих городов музыканты становятся одной из достопримечательностей. Пример тому, Джеймс Боуэн – писатель и уличный музыкант. Он выступал на улицах Лондона совместно со своим котом Бобом. Многие туристы специально искали его по всему центру города, дабы познакомится с талантливым исполнителем и его дружелюбным питомцем. Его книги «Уличный кот по имени Боб» и «Мир глазами кота Боба», написанные в соавторстве с Гари Дженкинсом, стали международными бестселлерами.

Первые упоминания о странствующих музыкантах встречаются в трудах исследователей Древней Греции. На этапе развития античного художественного творчества, существовал класс рабов, именуемых рапсодами. Они исполняли музыкально-поэтические «оймы», эпические поэмы с включением танцевальных и театрализованных элементов.

В процессе растворения античности в древнеримской цивилизации, уважение к рапсодам было утеряно. Об этом красноречиво свидетельствует и исчезновение покровителя искусств Аполлона из греческого пантеона богов, перенятого и приспособленного римлянами к собственным мифологическим представлениям. Тем не менее, сохранились сведения о музыке, которая окружала римлян в их повседневной жизни. Е. Герцман утверждает: «в музыкальном оформлении большинства театральных постановок и гладиаторских боев рабы входили в состав исполнителей. Они находились в подчинении хозяина, обогащая его своим талантом, и не имели возможности без его разрешения свободно перемещаться по территории государства. Поэтому творчество уличных артистов-рабов ограничивалось стенами города или местопребыванием их владельца».

В дальнейшем уличное музыкальное искусство распространилось по всей Европе. В Кельтской культуре первого тысячелетия обнаруживаются сведения о существовании народных певецов-сказителей древних племён -«бардов». В средние века так называли профессиональных поэтов при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. В репертуаре бардов были прозаические саги, боевые, религиозные и сатирические песни, элегии, эклоги и многое другое. Барды пели, аккомпанируя себе на сходном с лирой инструменте круите или кроте, вначале щипковом, а затем смычковом, а позднее – на 3-струнном тилинке. По своему рангу певцы имели три разряда сословий: высший, средний и низший. Бард высшего разряда являлся почетным жителем королевского двора, верно служа своей королеве. Певец второй категории сопровождал короля во время военных походов и воспевал героев, проявивших себя на поле боя. К низшему классу относились придворные певцы, прославлявшие достоинства хозяина, их богатство, храбрость и развлекавших публику во время пира. Не сдавшие экзамена на турнире бардов (проводимого раз в три года), становились странствующими бардами. Им разрешали петь песни и носить с собой арфу, но на их голове был венок из березовых веток, символизирующий принадлежность к самому низшему сословию бардов.

Наивысший расцвет творчества уличных музыкантов пришелся на период Средневековья. Во Франции – трубадуры, труверы, жонглеры, в Германии шпильманы и миннезингеры, в Англии – менестрели. Все они путешествовали по Европе, исполняя свои лирические и шуточные песни под аккомпанемент струнных и ударных инструментов. Исследователи подчеркивают, что странствующим музыкантом мог быть любой обладатель музыкального и поэтического таланта. Например, первым трубадуром считался Гильом IX Аквитанский, герцог Пуатье, разработавший новые способы стихосложения.

Постепенно к XIV веку творчество странствующих музыкантов приобрело более профессиональный исполнительский уровень. Так, в 1315 году в Париже во времена правления Людовика X была создана гильдия «Менестрандиза», объединившая уличных артистов в период их гонения католической церковью. В эту гильдию могли входить люди разного социального положения, в том числе женщины, но для этого необходимо было выдержать специальный экзамен.

С конца XVII века в круг уличных музыкантов стали входить шарманщики, не имеющие опыта игры на музыкальных инструментах. Так за образом уличного музыканта закрепился образ человека с шарманкой, исполняющего знакомую мелодию в компании говорящего попугая, дрессированной обезьяны или мыши. С развитием повсеместной концертной жизни профессиональных музыкантов Европы, гастроли уличных музыкантов стали отходить на второй план, поэтому проследить дальнейшее развитие их творческой деятельности становится проблематичным.

На рубеже XIX – XX веков в звуки улицы постепенно начали вливаться ритмичные мелодии джаза. Широкое распространение этот стиль получил на юге США, в результате слияния африканской, английской и французской музыкальных культур. Образ американского уличного исполнителя резко диссонировал с романтическим европейским. Даже сегодня темнокожее население США подражает героям культуры «черного Гарлема. Позднее, в 1970-е годы, в Бронксе, как еще одно музыкальное направление афроамериканского населения, зародился рэп, ставший со временем широко популярным во всем мире.

Большой вклад в развитие уличного музыкального движения внесла субкультура хиппи, возникшая в США в начале шестидесятых годов двадцатого века. Она быстро распространилась по всему миру и не обошла стороной Россию. К хиппи относились люди от пятнадцати до двадцати пяти лет, которые унаследовали культурный бунт от «Богем и битников». Они были первыми, кто начал выражать открытый протест против применения ядерного оружия или войны во Вьетнаме с помощью уличной музыки. Постепенно эта идея была подхвачена другими субкультурами разных стран, а позже ассимилировалась в рамках уличного творчества.

На этом мы сегодня закончим наш рассказ. Продолжение истории уличной музыкальной культуры ищите в следующих частях подкаста. Хорошего дня!


Читает: Варвара Горбунова
Музыка: Unicorn Heads-Drifting at 432 Hz

Последние изменения: 23.07.2021 13:08