Читатели часто выбирают книгу, которую хотят прочитать, основываясь на том, в каком они «настроении». Может быть, книга создаст жуткое, задумчивое, веселое или романтическое чувство.
В этой статье мы рассмотрим, что такое настроение и почему оно важно в литературных произведениях, а также какие слова используют писатели, чтобы повлиять на читателей.
Настроение в письменной форме - это эмоция, которую автор хочет, чтобы читатель испытал. Настроение не обязательно остается одним и тем же на протяжении всего произведения — оно может резко меняться. Требуется тщательный контроль со стороны письма как на уровне общей картины произведения в целом, так и на уровне предложения, с использованием смысловых слов, удачно подобранных метафор и прочего.
Слова настроения полезны для автора и читателя. Для автора использование слов с положительным или отрицательным настроением поддерживает процесс построения мира. Например, первая строка Мадлен Л'Энгль звучит так: «Ночь была темная и ненастная». Прилагательные «темная» и «ненастная» придают этой истории слегка навязчивый характер.
Эмоциональные слова также подсказывают читателям различные настроения произведения. Например, если у произведения в целом бодрящая энергия, читатели узнают, что происходит что-то важное, когда история внезапно переходит в более меланхоличное настроение.
Настроение может быть вызвано многими вещами:
Положительные: забавный, успокаивающий, мечтательный, энергичный, обнадеживающий, идиллический, вдохновляющий, любящий и ностальгический.
Отрицательные: тревожный, запутанный, удручающий, смущающий, расстраивающий, безнадежный, раздражающий и беспокойный.
Рассказы и стихи могут подчеркнуть целый ряд эмоций. Жанры литературы, включающие ужасы, детективы и комедии, дополняют другие, такие как юмор и романтика. Давайте рассмотрим несколько подробных примеров настроения из литературы и поэзии.
«Приключения Оливера Твиста» Чарльз Диккенс (1837)
Иной раз, когда производилось особо строгое следствие о приходском ребенке, за которым недосмотрели, а он опрокинул на себя кровать, или которого неумышленно обварили насмерть во время стирки белья – впрочем, последнее случалось не часто, ибо все хоть сколько-нибудь напоминающее стирку было редким событием на ферме, – присяжным иной раз приходило в голову задавать неприятные вопросы, а прихожане возмущались и подписывали протест. Но эти дерзкие выступления тотчас же пресекались в корне после показания врача и свидетельства бидла; первый всегда вскрывал труп и ничего в нем не находил – это было в высшей степени правдоподобно, а второй неизменно показывал под присягой все, что было угодно приходу, – это было в высшей степени благочестиво.
На первый взгляд, тон этого отрывка прозаический, довольно бесцеремонный и бескорыстный, с долей юмора. Тем не менее, это резко контрастирует с предметом: в местном отделении работного дома маленькими детьми ужасно пренебрегают, даже убивают.
«На берегу» Иэн Макьюэн (2007)
Они только что сели ужинать у себя в номере на втором этаже гостиницы георгианских времен. За открытой дверью в соседнюю спальню видна была кровать с балдахином, довольно узкая, под белым покрывалом, постеленным так ровно, как будто его натянула не человеческая рука. Эдуард не сказал, что никогда не жил в гостинице, а Флоренс в детстве много разъезжала с отцом и повидала разные. Внешне они были в прекрасном настроении.
Уже в этих строках с первой страницы чувствуется намек на что-то гнетущее и даже тревожное. Описание кровати вызывает беспокойство, а тщательный выбор слов, создает напряжение.
«Остановка в лесу снежным вечером» Роберт Фрост (1923)
А тёмный лес красив, глубок…
Но медлить больше я не мог -
Мой дом отсюда так далёк,
Мой дом отсюда так далёк...
Эти заключительные строки стихотворения Фроста вызывают чувство тоски — «лес красив, глубок» — но также и решимости («обещания сдержать») – «но медлить больше я не мог».
«Если…» Редьярд Киплинг (1895)
О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовёшь…
Знаменитое стихотворение Редьярда Киплинга пользуется огромной популярностью, отчасти из-за вдохновляющего, мотивационного, хотя и сложного, настроения, которое оно создает.
Настроение существует и в других формах медиа. Для фильмов аналогичный термин — мизансцена. Имеется в виду атмосфера фильма, которая помогает создать общее настроение. В фильмах используются декорации, реквизит, освещение и другие эффекты, которые влияют на эмоциональный фон. Настроение может существовать и в музыке. Некоторые жанры песен, такие как хип-хоп и рэп, могут быть динамичными и захватывающими, в то время как жанры классической музыки, более успокаивающие и умиротворяющие.
В следующий раз, когда будете читать книгу, обратите внимание на свои физические реакции: история может заставить ваше сердце биться чаще, рассмеяться или даже заплакать. А это значит, что автор добился того, что книга вызвала у вас сильную эмоцию и ввела в определенное настроение.
А напоследок, угадайте настроение в этих отрывках:
Девушка пыталась контролировать свое сердцебиение, но это ей не удавалось.
Какое прослеживается настроение: спокойное или волнующее?
Волнующее
Мужчина сел за пустой стол и выпил свою единственную чашку чая. Он посмотрел в окно и увидел, умирающее дерево на заднем дворе.
А здесь? Одинокое или веселое?
Одинокое
Автор: Печерская М.А., главный библиотекарь
Отдел развития информационной среды