Сибирская неоархаика как направление в современном искусстве России начала складываться в конце XIX — начале XX века в Сибири, в таких городах как Алтай, Томск и Иркутск, под названием «сибирский стиль». В 1920-е годы — это направление продолжило развиваться в Ленинграде в Институте народов Севера, где его стали называть «северным изобразительным стилем». Интерес к нему возобновился в Сибири в творчестве шестидесятников, а в последние десятилетия XX века оно приобрело общесибирский масштаб, получив различные названия, такие как этноархаика, археоарт и археоавангард.
Сибирская неоархаика обладает ярко выраженным экстерриториальным характером, охватывая такие регионы, как Байкальский, Саяно-Енисейский и Хакасо-Минусинский, а также Алтай, Тыву и Западную Сибирь, и на протяжении почти целого века. Это направление включает в себя художников, ставших знаковыми фигурами в российском искусстве. Уникальность сибирской неоархаики состоит в том, что её корни не иностранного происхождения, а именно сибирские, что наделяет её глубокой историей и богатым содержательным и формальным слоем.
Как писал Л.Н. Гумилев, главными факторами сибирской неоархаики являются богатая история, мифология и природа Сибири, которые под влиянием анонимных творцов сформировали выдающиеся этнографические, фольклорные и художественные памятники. Эти памятники отражают образы, связанные с жизнью на земле и с физическим и духовным освоением пространства, создавая место, где исторически обитает дух человека.
На протяжении минувшего века наблюдалась актуализация значительного наследия сибирских этносов, совпадающая с кризисными явлениями в мировых и отечественных обществах и культурах. Авторы сибирской неоархаики сначала интуитивно, а позже и осознанно «постигли» в прошлом ту гармонию, которой так не хватает в современности.
С художественной точки зрения, сибирская неоархаика представляет собой значительный познавательный и эстетический интерес. Это межвидовое искусство, охватывающее живопись, графику, пластику, керамику и актуальное искусство. Ведущие мастера этого направления в своих лучших работах показывают профессиональный опыт, который органично сочетает наследие прошлого с языком современного искусства. Именно благодаря этому художественному качеству сибирская неоархаика представляет собой важное явление в культурном контексте.
В современном контексте сибирская неоархаика проявляет себя как новое восприятие традиций и наследия, используя элементы современных технологий и интерпретаций.
Одной из ключевых особенностей сибирской неоархаики является её связь с природой и природными материалами. Художники данного направления стремятся использовать местные ресурсы, такие как дерево, камень и даже природные элементы, создавая произведения, которые органично вписываются в окружающий ландшафт. Многие работы пропитаны духом сибирского фольклора, исследуя мифические и легендарные сюжеты, что придаёт им особую глубину и резонирует с культурной идентичностью региона.
Кроме того, сибирская неоархаика активно взаимодействует с другими направлениями искусства, такими как современная скульптура, инсталляция и перформанс. Оно переосмысляет и адаптирует традиционные техники и формы, создавая уникальные произведения, которые могут быть как визуально воздействующими, так и концептуально насыщенными. Современные художники стремятся к диалогу с природой и культурой, вмешиваясь в пространство и изменяя его, порой до неузнаваемости, однако всегда с уважением к корням и месту происхождения.
Несмотря на разнообразие подходов и техник, основное внимание уделяется тому, как искусство может выражать и эта взаимосвязь между прошлым и настоящим. Многие художники задаются вопросами идентичности, принадлежности и экологии, исследуя, как современное общество может взаимодействовать с традициями в условиях глобализации.
Сибирская неоархаика стала важным явлением не только для России, но и для мировой художественной сцены, подчеркивая уникальность и многообразие сибирской культуры. Выводя на передний план места и пространства, она напоминает о важности локальных историй и опытов, создавая связи между людьми и их окружением. Эта связь заставляет нас задуматься о нашем месте в мире, о необходимости уважения к традициям и культурному наследию в условиях быстроменяющегося современного мира.
Таким образом, сибирская неоархаика — это не просто художественное явление, а целая философия, которая пробуждает интерес к истокам, исследует взаимосвязь человека и природы, а также создает уникальные культурные контексты, способные влиять на наше восприятие окружающего мира.
Репродукция картины:
Краснов Г. С. Солнечное послание. 2014 г. Холст, масло. 53х65
Больше информации в книгах:
Профессиональный справочник современного искусства Сибири: 100 художников Сибири. – Новокузнецк, Красноярск:Поликор, 2017. – (Современное искусство).
Сибирская неоархаика: альбом /Галерея "Сибирское искусство". - Новокузнецк : Мангазея,2013. - 155с.
Колмагорова Евгения Михайловна, главный библиотекарь отдела "Музей книги"