Писатель читает
Внутристудийный литературный журнал №19 посвящён осмыслению темы предназначения поэта, природы вдохновения и совершенствования поэтического мастерства. Кто-то из авторов подходит к данному вопросу с иронией, другие подают тему через метафору, высвечивают философские грани творческого процесса.
Сборник открывается потрясающим стихотворением Татьяны Поповой (Янтарной) о поэтах, которое стоит прочесть всем: и авторам, и читателям. Весёлая классификация стихотворцев поэтессы основывается на точных наблюдениях и мудрых выводах. Стихотворение вызывает добрую улыбку и дарит светлое настроение, потому что в строчках Татьяны Валерьевны нет злого бичевания или грубого обличения нерадивых или зазнавшихся поэтов. Настроение стихотворения – ласковое, как у доброй бабушки, которая рассказывает сказку о рассудительности и благоразумии, – разве на такое можно обидеться?
Стихи Людмилы Седельцевой наполнены теплом, светом и нежностью. Их хочется обнять, почувствовав мягкие, пушистые строки и слова. Прочитав её стихотворение о кухонном поэте, я вспомнила своё, написанное в августе 2020-го года:
Я – кухарка, жарю слово
И замешиваю стих.
Вот и тесто уж готово:
В нём есть рифма, бьётся ритм.
Запекаю в сливках прозу,
Смело повести тушу.
И мистическую розу
Я на сказки положу.
Фантастический мой кофе
Разливаю на двоих.
Не случиться катастрофе –
Шёпот пенки приутих.
Детективы я строгаю,
Как на тёрке тру морковь.
Чувства дев оберегаю:
В них не льётся жертвы кровь.
В притчах сладости хватает,
Недостатка в соли нет:
Кто кухарку понимает,
Того ждёт всегда обед.
Размышляя о творчестве поэта, Татьяна Катрич замечает, что «слово несёт в себе энергию мысли» – как это прекрасно и ёмко сказано! Согласимся мы и с утверждением: «Стихи не пишутся, они приходят неведомо откуда». Как прозаик могу сказать, что и рассказы, и повести, и романы тоже «приходят»: со своими героями, сюжетной линией и главной темой. На протяжении нескольких лет я пыталась понять этот сказочный волшебный процесс, когда ты вдруг начинаешь слышать диалоги незнакомых тебе персонажей, следишь за событиями, удивляешься эмоциям и решениям… К тебе стучатся то события четырёхтысячелетней давности, то неведомого будущего, то исторических событий, свидетелем которых ты не был, но ты чувствуешь их до боли в душе и слезах на глазах.
Своей статьёй «Что за птица – поэт?» Татьяна Катрич отвечает на мои вопросы: «поэт видит другую реальность… чем больше талант человека, тем больше он отдаёт ноосфере, тем больше он получает». Это сложный процесс взаимодействия с информационным полем, который я пытаюсь постигнуть. И я пришла к горькому, но правдивому пониманию: когда мозг занят решением рабочих задач, он не способен воспринимать творческие волны. Волны вдохновения можно услышать только находясь в покое, расслабленном состоянии бодрствования. Моя мысль подтверждается словами Татьяны Катрич:
Когда стихи слагаешь,
Из жизни выпадаешь.
И это счастливое выпадение, мгновения, минуты или часы блаженства, когда ты плывёшь по волнам иной реальности, в которой возможно всё!
К размышлениям о творчестве присоединяется Валентина Устяхина:
Когда пишу стихи я,
Весь мир меняется вокруг!
Неведомая ранее стихия
Меня окутывает вдруг…
Читая поэтические произведения Валентины Васильевны, веришь, что она действительно живёт «в краю поющих родников» и слышит «музыку стихов».
Вспоминая своего учителя Михаила Небогатова, Галина Лашкова цитирует строки из стихотворения «Родство»: «Для кого бы творили поэты, если б не было родственных душ?» Родственными душами Михаил Александрович называл читателей-единомышленников, способных понять и раскодировать поэтический замысел.
Читая стихи Евгении Черноусовой, ощущаешь именно то родство, о котором писал М. Небогатов: единство тем, которые волнуют, сходство поэтических приёмов и решений.
Статья Зинаиды Естифеевой о творчестве Чингиза Айтматова подняла во мне тему, которую хочется обсудить. Автор пишет о романе «Плаха»: «Произведение ошеломило жестокой действительностью». Знакомясь с современной прозой, которая в настоящее время с восторгом печатается издательствами, с теми книгами, которые получают высокие премии и награды, невольно отмечаешь общую тенденцию: прославляемые и возвеличиваемые произведения, как правило, повествуют о жестокости обращения, о суровой правде жизни, о самых её неприглядных и отвратительных закоулках. У меня возникает вопрос: неужели читателю интересно читать о боли, страданиях, мучениях и незаслуженных смертях? Неужели читатель не тянется к чему-то доброму, светлому, радостному? Неужели не достаточно ему в жизни несправедливости, грубости, зла, что его тянет ещё и почитать о жестокости мира?
Мне в моих произведениях хочется дарить надежду на справедливость, чистоту помыслов, доброту поступков. Мне не хочется увеличивать потоки мусора и грязи, которые калечат наши души. Читая о боли, я плачу. Но я плачу и в реальной жизни, изнемогая от неудач и непонимания. Читая о несправедливости, я страдаю. Но я страдаю и в своей жизни от событий, которые я не заслужила. Моя жизнь и так слишком сложна и трудна, и мне нужна надежда – лучик, за который я ухвачусь душой, и который, возможно, выведет меня к лучшей части моего существования: без бед и разочарований, без предательств и насилия.
Ко мне закрадывается мысль: мои книги именно потому не принимают издательства, что они наполнены светом надежды и доброты, а не злом и агрессией? О чём вы хотите читать?
Шабалина А.Н.
ведущий библиограф
Отдела комплексного обслуживания
Я – кухарка, жарю слово
И замешиваю стих.
Вот и тесто уж готово:
В нём есть рифма, бьётся ритм.