Как тихо веет над долиной
Далекий колокольный звон,
Как шорох стаи журавлиной, -
И в шуме листьев замер он.
Ф. И. Тютчев
Отрывок из стихотворения "Вечер"
Колокольный звон... Призывный, размеренный, исцеляющий, тревожный и успокаивающий, веселый, праздничный и скорбный...
Невозможно представить себе Россию без колокольного звона! В творчестве многих писателе, композиторов, а также философов эта тема раскрыта широко и с большой любовью. Многие композиторы вводили звучание колоколов в свои произведения: М. Мусоргский в «Хованщине», Н. Римский-Корсаков в «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», Скрябин в «Прометее» и др.
Что же касается христианства, то колокольный звон является неотъемлемой его частью. Трудно представить себе христианский храм без колоколов, совершение службы без колокольного перезвона.
«...В этом смысле колокольный звон есть символ церковной духовности. Холодный металл, отлитый по правилам искусства, прорезывая своими колебаниями слои воздуха, отзывается в человеческом сердце высокими, чистыми голосами — духовно согревает его.Вибрации колокольного звона создают в мире духовно-материальном те же образы, что пронизывающий слои эфира свет солнца и сияние свечей и паникадил.» В.Н. Ильин.
Колокольный звон оповещает о начале службы, приглашает верующих на богослужение, звучит в самые важные моменты службы.
В церковной жизни есть много праздников, которые делятся на великие, средние и малые. Каждому событию определен свой звон.
Праздничный колокол - самый тяжёлый по весу, используется в дни великих праздников и некоторых других особенно торжественных случаях,
Колокола также могут иметь свои собственные имена, например, "Лебедь", созданный знаменитым Андреем Чоховым, в 1586 году отливший известную всему миру Царь-пушку, и являющийся один из старейших колоколов России. «Корноухий», отлитый в мастерских Троице-Сергиевой Лавры в 1683 году (названный так оттого, что имел не медные, а железные уши) и др.
Церковный устав различает четыре вида звона:
Происхождение колокола восходит к глубокой древности. При археологических раскопках, производимые на территориях древнего Китая, Египта, Рима, были найдены всевозможные колокольчики и предметы сильно их напоминающие, которые датируются XVI-XI веками до нашей эры.
В христианском богослужении колокола стали применяться примерно в IV – V вв. нашей эры. Связывают это событие с именем святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланскогог (353-431 гг.). По преданию епископ серьезно заболел и отправился в лес за целебными травами. В дороге он не много устал и прилег отдохнуть. Вскоре его сморил сон и во сне он увидел ангела с колокольчиками, которые издавали необыкновенной красоты звуки. От этих звуков болезнь отступила, и монах излечился. Проснувшись, он увидел возле себя цветок, называемый колокольчиком и решил, что это он издавал те исцеляющие звуки. Вернувшись в монастырь, святитель Павлин сделал копию этого цветка, отлив ее из металла. С тех пор колокола сталь употребляться в богослужении.
Упоминание о колоколах в исторических памятниках Западной Европы приходится на VII в., а благодаря императору Карлу Великому к VIII веку колокола распространяются по всей Европе.
На Руси колокола впервые появились с принятием христианства 988 году. Наивысший подъем дело литья колоколов получило при правлении Ивана Грозного.
Изначально колокола производили из различных металлов, но со временем образовался оптимальный сплав, так называемая колокольная бронза (80% меди и 20% олова), при которой колокол приобретал необходимый звук.
На звук колокола влияют его размеры, толщина стенок и украшения. Колокол - единственный музыкальный инструмент, используемый Русской Православной Церковью при совершении богослужений.
Схематично любой колокол выглядит одинаково.
Издревле на Руси колокола было принято украшать. На них делались краткие надписи имени мастера-литейщика, тексты молитв, краткие цитаты богослужебных текстов, имена вкладчика и его семьи, орнаментальные пояса, украшающие верхнюю часть колоколов и др. Надпись на теле знаменитого "Лебедя" гласит: "Лета 7102 при державе благовернаго Великого Государя Царя и Великого Князя Феодора Ивановича, всея Руси Самодержца, и при Его благоверной Царице и Великой Княгине Ирине, и при Их Богом дарованной дщери царевне Феодосии сей колокол в дом святые и живоначальные Троицы и преподобнаго и богоноснаго отца нашего великаго чюдотворца Сергия велел слить слуга и конюшей боярин Борис Федорович Годунов со своею женою Мариею и с сыном своим Феодором».
Детально все это можно рассмотреть и на примере Царь-колокола.
Царь-колокол —находится на территории Кремля в Москве.
Для размещения колоколов в России строились различные специализированные сооружения. Изначально это были деревянные звонницы с перекладиной между нескольких столбов. Позже, когда колокола стали более массивными, для них стали строить более сложные сооружения такие как колокольни, отдельно отстоящие от храма, а в современной традиции строящиеся монолитно с храмом, звонницы-стены и др.
Звонницы-стены - это один из древнейших видов сооружений для колоколов. Они во множестве сохранились в Псково-новгородских землях.
Храм Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья и звонница рядом с ним в Пскове
Колокольня - это архитектурное сооружение, на которой установлен один или более колоколов. Колокольни бывают одноярусные и многоярусные по вертикали, квадратные, восьмигранные или круглые в плане.
Колокольня в Покровском женском монастыре (Москва)
Дата основания до 1763 года.
Дата воссоздания 2002 год.
В Светлую седмицу разрешается посещать колокольни и звонить в колокола всем желающим.
Еще в древности было замечено благотворное влиянии колокольного звона на физическое и духовное состояние человека. Это связано с исходящими от колокола ультразвуковыми волнами, которые очищает воздух от микробов. Известны факты успешного использования колоколов при морах, эпидемиях и психических расстройствах. Ученые связывают это с существованием биоритмов и резонансных частот для каждого органа. Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие чаше всего возбуждают.
В современной России происходит массовое возрождение искусства колокольного звона. Восстанавливаются звонницы и колокольни, организуются фестивали и другие мероприятия популяризирующие колокольной звон как музыкальное произведение. Кузбасс не является исключением. Несколько лет в День славянской письменности и культуры и день святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, на территории Музея-заповедника «Томская писаница» проходит фестиваль колокольного звона «Звоны над Томью», существуют курсы православных звонарей "Кузнецкая звонница". В этом, 2021 году на Светлой седмице, со 2 по 8 мая, в кемеровских храмах проходили концерты колокольного звона.
"Песнь о колоколе" Ф. Шиллер.
Боже, радость нам какая!
Вот по милости Творца
Колокол стоит, сверкая
От ушка и до венца.
Зорькой золотой
Блещет шлем литой,
И в гербе горит реченье,
Славя новое творенье.. .
Ну-ка, дружно за канаты!
Вознесём его в простор,
В царство звуков, под богатый
Голубых небес шатер!
Взяли! Разом! В ход!
Тронулся! Идёт!
Пусть раздастся громче, шире
Первый звон его о мире!