Долгожданный отпуск, каникулы или просто многодневные праздничные дни – это прекрасный повод, чтобы не только отдохнуть от повседневной суеты, но и прочитать новую книгу, не связанную с профессиональной деятельностью, или перечитать художественное произведение, написанное в любимом жанре – будь то классика, детектив, фэнтези, сказка и т.д.
Вживаясь в вымышленный автором мир, читатель редко задумывается о том, как возник образ главного персонажа, создан он гением человеческой мысли или взят из реальной жизни. Но как утверждает член Союза журналистов России, член Международного союза журналистов, лауреат президентского гранта в области культуры, руководитель творческого объединения «Литературный дом братьев Песчаных», автор многочисленных статей и книг Дмитрий Соколов: «Литературные герои почти всегда вымысел писателя. Но иногда они существовали и в реальности». Именно эти люди – современники литераторов нередко становились прототипами – отправной точкой для создания образов. Зачастую это были близкие, друзья или исторические личности, будь то ученые, авантюристы или любители приключений.
О ста самых известных и узнаваемых литературных героях, и их прототипах рассказывает очередная книга серии «100 великих»: «100 великих литературных прототипов», где автор Дмитрий Соколов постарался рассказать, кем на самом деле являлись прототипы популярных произведений, начиная с русских былин и заканчивая произведениями фантастики и детективами.
Например, читая в детстве русскую волшебную сказку, где фигурировала Баба-Яга, мало кто догадывался, что избушка на курьих ножках действительно существовала! Но кто был прототипом этой героини и где находится эта легендарная избушка?
Когда-то, заплутавшиеся в лесу путешественники, действительно выходили к этому необычному строению, но самое удивительное, что в России эти постройки существуют до сих пор, но имеют другое название – чамья. По сути – это деревянный амбар на нескольких опорах, похожих на куриные лапы, который строился входом к тропе, где шел путник. Соответственно, к лесу он располагался задом. В такой избе-амбаре находился запас провизии для человека, заблудившегося в лесу, поэтому присказка «накорми, напои, спать уложи» – это не иносказательное выражение, а реальность. В таких лабазах существовала и своя волшебная старушка – ее образ в виде куклы. У угро - финов она считалась волшебной. Такие обрядовые куклы можно встретить и сейчас в глухих лесах Русского Севера.
Имя у сказочной Бабы-Яги тоже не случайно. Яги – это одежда, похожая на халат с откладным верхом, сшитая шерстью наружу. В Сибири такую одежду надевали женщины во время длительного путешествия. Так, например, знаменитая Баба-Яга из киносказок режиссера Александра Роу была одета в меховую шубку мехом наружу.
На Урале также можно было встретить резиденцию Бабы-Яги, как в сказке. Это святилище на тайных полянах в глухом лесу. В священном амбаре находилась ритуальная кукла, одетая в «ягу». Вокруг здания располагался частокол с черепами животных. Такая традиция была у народов ханты и манси. После смерти одного из родственников, создавалась копия умершего в виде куклы, куда переселялась душа. Такая кукла хранилась в семье 4-5 лет, а потом для нее строилась избушка на ножках в глухом лесу. Бывало, что в таких домиках действительно хоронили человека, именно отсюда и пошла присказка «Баба-Яга – костяная нога».
Вот и получается, что сказочная Баба-Яга – это олицетворение умершего предка. Им пугали, у него просили совета или помощи. Баба-Яга внутри своей избы представлялась живым мертвецом: лежала неподвижно, не видела пришедшего из мира живых, но узнавала о его присутствии по запаху – «русским духом пахнет».
Еще один знаменитый сказочный персонаж – Снежная королева.
Ее создатель знаменитый датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен был влюблен в оперную певицу Йенни Лид. Но она не отвечала ему взаимностью. Неразделенные чувства писатель выплеснул на страницы «Снежной королевы», которую писал во время их совместного путешествия по Европе. Певица любила слушать сказки Андерсена, но на его предложения руки и сердца постоянно отвечала отказом.
Популярная сказка немецких авторов братьев Гримм «Белоснежка» не была выдумана на пустом месте.
Прообразом знаменитой Белоснежки стала девочка, жившая в XVIII веке в Баварии в городе Лор-на-Майне. Ее отец – крупный государственный чиновник после смерти жены женился второй раз. Новая жена оказалась ему неверна, и чтобы падчерица не мешала веселиться, изменять мужу, решила убить ее. Но девочка, узнав о планах мачехи, сбежала из замка, попала в дремучий лес, где встретила рудокопов, добывающих руду в Шпессартских штольнях. Тяжелая работа в темных подземельях сделала рудокопов низкорослыми и сгорбленными – похожими на гномов. Так сюжет сказки полностью повторил реальность. Единственное различие – мачеха так и не нашла свою падчерицу. Кстати, в германском городке Лор-на-Майне, в замке, где жила девочка, создан музей, который открыт для всех посетителей.
Писатели, признанные величайшими классиками мировой литературы, тоже использовали прототипы для своих произведений. Так, например, Николай Васильевич Гоголь написал знаменитую сатирическую пьесу «Ревизор», после разговора с Александром Сергеевичем Пушкиным, который рассказал ему про случай в бывшем городе Устюжна (Вологодской области) – о каком-то проезжем господине, выдававшим себя за чиновника министерства и обворовавшем всех городских жителей.
Этот факт действительно был и подтвержден архивным документом – письмом новгородского губернатора Августа Ульяновича Денфера городничему Устюжны Ивану Александровичу Макшееву. Строки пьесы Гоголя практически с точностью повторяют текст письма от 27 мая 1829 года. В годы советской власти это письмо обнаружил вологодский краевед В.К. Панов. Историк стал вести свое расследование и выяснил, что некий помещик Платон Григорьевич Волков попал в авантюрную историю, после которой на него было заведено «секретное дело». Более подробно об этом пишет в своей книге «100 великих литературных прототипов» Д.С. Соколов. Кстати, в отечественной истории Платон Волков больше известен не как прототип одного из самых известных авантюристов, а в роли популярного в первой половине XIX века литератора.
Сюжет легендарной пьесы «Бесприданница» Александр Николаевич Островский также взял из реальной жизни. Участвуя в судебных делах, а он, кстати, четыре срока подряд избирался почетным мировым судьей города Кинешма в Костромской области, драматург однажды услышал историю громкого уголовного дела: местный житель убил свою молодую жену, а обстоятельства трагедии оказались похожими на те, которые Александр Николаевич Островский описал в «Бесприданнице». После премьеры спектакля, театральные критики, получившие деньги от одного из участников драмы, легшей в основу пьесы, старались очернить автора и его произведение. Но время расставило все на свои места: имена критиков забылись, а «Бесприданница» до сих пор находится в репертуаре всех российских театров.
А вот «Муму» Иван Сергеевич Тургенев написал по истории, произошедшей в особняке его матери Варвары Петровны Тургеневой. Единственное отличие, глухонемой дворник, выполнив жестокое поручение хозяйки, остался и дальше служить своей хозяйке. Но вот только домашних животных он больше не заводил.
В отечественной литературе XX века также немало прообразов, легших в основу фантастики, приключений и даже криминала.
Один из самых талантливых фантастов советской эпохи Александр Романович Беляев, первый среди писателей, написал объемный роман «Остров погибших кораблей» по киносценарию. В предисловии к публикации к первому рассказу он лично указал, что его новелла – это вольная трактовка американской киноленты 1923 года «The Isle of Lost Ships». Спустя год Александр Романович написал продолжение. Впоследствии, он объединил эти два рассказа, дополнил сюжетные линии, и его книга стала полностью самостоятельным произведением.
Сегодня в мире существует много островов погибших кораблей, созданных человечеством искусственно. Но вот реальным прототипом места, описанного Беляевым, стал канадский остров Сейбл, расположенный в северной части Атлантического океана в 180 км к юго-востоку от Новой Шотландии.
Остров известен как «Северное кладбище Атлантики». Только после 1800 года около него было зарегистрировано около 350 кораблекрушений. Корабли здесь сели на отмель и были затянуты островом внутрь его зыбучих песков. А если посчитать, все сожранные им корабли с самых древних времен, то получится, что внутри Сейбла их может быть тысячи: от самых древних лодок до вполне современных судов. К этому стоит прибавить, что Сейбл остров блуждающий и умеющий маскироваться на поверхности моря, благодаря окружающим его зыбучим пескам. Только за последнее столетие наблюдений остров передвинулся на 20 км на восток. В настоящее время на острове действует метеорологическая станция, проживает обслуживающий персонал и обитают лошади, попавшие на остров во время одного из кораблекрушений.
Специалисты по истории литературы сошлись во мнении, что именно Сейбл стал прототипом первых произведений об острове погибших кораблей, на основе которых Александр Романович Беляев и написал популярный роман.
Прототипами героев юмористически-авантюрного произведения «12 стульев» Илья Ильф и Евгений Петров сделали своих друзей и знакомых. Так, например, Ляпис Трубецкой, предлагавший в разные издания стихотворные произведения про Гаврилу – это советский поэт-песенник Осип Колычев. А инженер Полесов – знакомый писателей, который любил на блошином рынке скупать различный промышленный хлам и создавать из него полезные механизмы. Кстати, идея сюжета была позаимствована у английского писателя Артура Конан Дойля из рассказа «Шесть Наполеонов». Но приключения главных героев действительно были придуманы авторами, и частично взяты из жизни именитого купца дореволюционной России Николая Дмитриевича Стахеева.
Бессмертный роман «Золотой теленок», рассказывающий о похождениях авантюриста с выдающимися математическими данными Александра Корейко, содержит немало мошеннических деяний, которые по масштабам были не сопоставимы с оригинальными аферами и махинациям прототипа главного героя. Им стал один из самых известных аферистов Российской империи и Советской России Константин Михайлович Коровко. Выходец из Кубани действительно обладал незаурядными математическими способностями и провернул грандиозные аферы, напоминающих финансовые пирамиды 1990-х годов. Только по данным следствия 1912 года он обманул более 500 человек на сумму, превышающую один миллион рублей – это невероятно огромная сумма по тем временам. Благодаря нанятому именитому адвокату, услуги которого были не дешевы, Коровко избежал наказания и был освобожден прямо в здании суда.
Гражданская война и разруха помогли К.М. Коровко приумножить свои капиталы. С помощью поддельных документов аферист присваивал составы с хлебом, идущие в голодающее Поволжье, которые потом с большой накруткой перепродавал спекулянтам. Именно этот эпизод из жизни жулика Коровко подробно описан в «Золотом теленке», также как и завершение его карьеры, приписанное авторами не Александру Корейко, а другому герою – Остапу Бендеру. Выйдя из тюрьмы, аферист вскрыл свои тайники с золотом, серебром, бриллиантами и пересек границу с Румынией. Кстати, в отличие от литературного Остапа Бендера, он не был арестован пограничниками. Последний раз афериста видели в Париже, дальше его следы затерялись.
Знаменитый Штирлиц Юлиана Семенова имеет два реальных прототипа, чья жизнь закончилась трагически. Один из них – гауптштурмфюрер СС Вилли Леман. Он был завербован советской разведкой в 1929 году и стал двойным агентом. В 1942 году Леман был разоблачен и ликвидирован немецкой контрразведкой. Другой – обер-лейтенант ВВС Германии Харро Шульце-Бойзен. Некоторые эпизоды героической биографии этого человека повторяет сюжет фильма «Семнадцать мгновений весны». Сотрудничать с советской разведкой он стал в 1936 году, через семь лет немецкая контрразведка запеленговала его радиопередатчик, настроенный на волну Москвы. Расшифровав сообщения, фашисты арестовали и казнили советского агента.
В зарубежной литературе также немало героев, прообразы которых были взяты из реальной жизни. Так в качестве прототипа персонажа детективных рассказов Артур Конан Дойл описал преподавателя математики Джозефа Белла из Эдинбургского медицинского университета, зловещей собакой Баскервилей оказалась кошка, а профессор Мориарти – был списан с реального преступника.
Английский писатель Даниэль Дефо своего Робинзона Круза писал с человека, действительно пережившего похожие испытания. Им стал пират Александр Селкирк.
Ян Флеминг, создавая легендарного британского шпиона Агента – 007, использовал прототип реальных шпионов и разведчиков, среди них был одессит Соломон Розенблюм и серб Душко Попов. А вот Уильям Стейг для орка Шрека, воспользовался прототипом известного спортсмена XX века Мориса Тийе.
В каких еще произведениях герои списаны с людей, живших на Земле? Что за девочка плакала в стихотворении Агнии Львовны Барто? Кем на самом деле был Дубровский? Как мудрец Востока оказался Ходжой Насреддином? Эти и другие истории Дмитрий Соколов увлекательно и подробно описал в новой книге серии «100 великих». Книга «100 великих литературных прототипов» пользуется большой популярностью у читателей библиотеки. Взять ее для прочтения можно в отделе городского абонемента. Любители электронной литературы также могут получить бесплатный доступ к книге в библиотеке «ЛитРес».
Для этого необходимо:
1. Записаться в библиотеку – получить постоянный читательский билет.
2. Получить логин и пароль для доступа к базе «ЛитРес» одним из удобных вам способов:
- запросить через личный кабинет на сайте библиотеки им. В. Д. Федорова, указав свои учетные данные;
- прийти в отделение «Городской абонемент» ГАУК ГНБК им. В. Д. Федорова по адресу: ул. Дзержинского, д. 19, кабинет № 38.
3. С помощью полученного логина и пароля подключиться к «ЛитРес».
4. Найти интересующую книгу и нажать «Запросить у библиотекаря».