Есть желание обогатить свой кругозор - обратите внимание на серию книг «История. География. Этнография». Эта книжная серия не только просвещает, но и увлекательно образовывает. Читать книги этой серии легко, ведь они не похожи на учебники.
ПОЗНАКОМИМ ЧИТАТЕЛЯ С ОДНОЙ ИЗ ТАКИХ КНИГ:
Пономарева Варвара Витальевна, Хорошилова Любовь Борисовна «Русская женщина: воспитание, образование, судьба. XVIII - начало XX века».
Авторы этого познавательного труда - кандидаты исторических наук и научные сотрудники Лаборатории культуры исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Очень любопытно и доступно изложен материал о женских судьбах, истории женского образования и воспитания на протяжении полутора веков.
«К сожалению, бесценные старые традиции образования и воспитания, сохранявшиеся даже в советские годы, уже утеряны. И теперь нет больше в живых носителей прежней культурной традиции: учителей, окончивших гимназию или университет, бабушек-курсисток или институток, выпускниц пансионов и епархиальных училищ. Прежний опыт сохраняется ныне лишь в многочисленных документах и материалах личного происхождения. Сделать их доступными читателю – первостепенная задача книги».
В те времена, о которых рассказывается в книге, положение женщины изменялось как в семье, так и в обществе. Женщина воспринималась только в составе семьи, а если она имела образование, то это давало ей возможность работать самой и зарабатывать себе на хлеб.
О ЧЕМ ЖЕ ПОВЕСТВУЕТ КНИГА?
Мы узнаем о женском институтском образовании в России, какие это были учебные заведения, кто в них учился и как происходил сам процесс приема и зачисления. Упоминается о том, что прежде родители девушек мечтали только выдать их замуж, но со временем появляется понимание в необходимости и значимости образования. Еще позже стали понимать и замечать, что «…институтки гораздо выше по уму, образованию и развитию…».
Мы живем в 21 веке, когда многое уже изменилось и продолжает стремительно меняться, а особенно если мы говорим о манерах и обычаях, тем интереснее прочитать и быть в курсе того какими они были в те времена. Авторами приведены воспоминания воспитанниц Смольного института благородных девиц.
«При суровом повседневном расписании институток собственно для «светских» занятий времени не оставалось; в условиях институтской жизни участие в вечерах и балах, прием важных персон был для воспитанниц не только праздником, сколько экзаменом поведения и манер под пристальным взглядом классных дам, а жесткий взаимный контроль воспитанниц исключал «жантильничанье». Но вот культ красоты действительно царил в институтах».
Читая, мы знакомимся с тем как жили институтки в казенных жилищах, какими у них была одежда, пища, и какой дресс-код, распорядок дня, развлечения и наказания… Интересно рассказано о том, как шла подготовка к царскому экзамену. Что-то для нас будет в новинку, а в чем-то мы проведем параллель с нашим временем.
После окончания института у выпускниц менялось отношение к окружающим. Заметно было, что важнее становилось уважение к жизненным интересам, а не к материальным благам. Хороший тон тщательно воспитывался. Никитенко А. В. : «На всех институтках своя особенная печать. Лица их выразительны не так, как у девушек, воспитанных дома, то есть в гостиных».
Далее мы знакомится с воспоминаниями о русской патриархальной семье, о почитании родственников даже дальних, узнаем о роли нянь и бабушек в воспитании.
«Семья, домочадцы, ближайший и дальний круг родственников и друзей в русском обществе того времени находились в тесном и постоянном общении. Даже небольшие события становились общим достоянием, всех интересовали и многократно перетолковывались».
Интересно подан материал об отношении к браку. Органично, и уместно приведены отрывки из художественных произведений, стихов, случаев из жизни знаменитых людей. Есть информация о домашнем образовании, епархиальных училищах, епархиалках (воспитанницах таких училищ).
По мере изменения социальной картины России менялись и патриархальные взгляды. Образование давало возможность женщине быть самостоятельной и жить своим трудом. Читаем и узнаем том, как женщины, обладающие талантом писателя или поэта, переносили насмешки со стороны мужчин. Начиналось движение за женскую эмансипацию. Начались подступы к высшему образованию, открываются Высшие женские курсы. Расширились пределы женской свободы, женщина чувствует себя увереннее, ее положение в обществе меняется.
Книга написана на основании воспоминаний и дневников. Важно то, что в качестве исторического источника авторы используют художественную литературу, что, безусловно, обогащает наш кругозор и носит просветительскую направленность. Читая цитаты из художественных произведений мы, возможно, и скорее всего, прочитаем и эти книги.
Прикоснемся к прошлому и, возможно, возьмем для себя что-либо ценное. Так ведь всегда и бывает, когда читаешь умные книги.
Шатских Н. Н., ведущий библиограф ОФФ
Литература:
Пономарева В. В. Русская женщина: воспитание, образование, судьба. XVIII - начало XX века / Варвара Пономарева, Любовь Хорошилова ; иллюстрации Ирины Тибиловой. - Москва : Ломоносовъ, 2021. - 259, [2] с. : ил. ; 22 см. - (История. География. Этнография)