logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
им. В.Д.Федорова
close

textsms Задать вопрос

Светлая Седмица

Время чтения:

Первые семь дней после Пасхи получили называние Светлой Пасхальной седмицы и в церковной традиции приравнивается к «одному дню». Это время считается самым светлым, чистыми и радостными!

Воскресение Христово наступило, но еще 40 дней Церковь будет осенять своих чад жизнеутверждающим возгласом «Христос Воскресе».

Первая неделя по Пасхе. Богослужения этих дней торжественны, а все верующие призываются к ежедневному участию в таинстве Евхаристии.

Во все дни Светлой седмицы отменены посты в среду и пятницу. После праздничной радостной утренней службы идут крестные ходы вокруг храма. Подобное шествие напоминает о женах-мироносицах, несших миро к Гробу Господнему. Верующие идут за священнослужителем с зажженными свечами, колокольный звон раздается каждый день, начиная со Светлого Понедельника по Светлого Воскресенье.

Из евангельских текстов можно узнать, что когда жены-мироносицы подошли ко гробу Господню, то запиравший его камень был отодвинут. Внутри гробницы сидели ангелы, которые оповестили, что Иисус воскрес из мертвых, и показали свернутые погребальные пелены. Тело Христа прошло через покрывала, их не требовалось разворачивать. Господь воскрес не в том теле, в котором был казнен. После воскрешения он мог свободно проходить через двери.

Седмица 1

«Предвари́вшия утро я́же о Марии, и обре́тшия камень отвале́н от гроба, слы́шаху от Ангела: во свете присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что ищете яко человека? Видите гро́бныя пелены́, тецы́те и миру пропове́дите, яко воста́ Господь, умертви́вый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.»

В Русской Православной Церкви издавна существует традиция на Пасху, на Светлой седмице звонить в колокола всем желающим, а не только благословленным звонарям.

Раньше, когда не было специальных звонарских школ, опытные звонари смотрели, кто из посещающих колокольню имеет какие-то навыки, у кого есть хорошее чувство ритма, у кого глаза горят, когда слышен колокольный звон — из этих людей выбирали себе учеников. В Светлую седмицу в колокола звонят постоянно и в любое время дня (кроме службы).

Оказывается, звонарями могут стать не только мужчины, но и женщины — ограничений нет. И женщин-звонарей, кстати, очень много.

Антипасха

Следующий воскресный день после Великой Пасхи именуется Антипасха, Фомина неделя или Красная горка.

На этом, восьмом дне заканчивается Светлая седмица: последний раз служится литургия по праздничному пасхальному чину, закрываются царские врата. В иудейском и христианском церковном предании число «8» имеет большое значение. Предшествующее ему число «7» завершает земное время, а «8» (связанное с днем Воскресения Христова) лежит за пределами мира, обозначая жизнь грядущую, Царство Божие, поэтому воскресенье после Пасхи называется Антипасха – «вместо Пасхи».

В это время в церкви вспоминают апостола Фому, который хотел лично удостовериться в воскресении Иисуса Христа.

Существует выражение «Фома неверующий», но надо понимать истинный его смысл.

Седмица 2

Апостол Фома был глубоко верующим человеком, он почитал Бога и неустанно молился. Когда произошло распятие Спасителя, Фома был настолько удручен, что боялся верить апостолам, что Иисус воскрес. Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. Ему нужны были доказательства, он хотел увидеть раны Христа, чтобы его вера не пошатнулась. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» - говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество. И на восьмой день после Пасхи, Иисус явился перед апостолом Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Апостол Фома первым назвал Иисуса Господом Богом. «Господь мой и Бог мой!» - воскликнул святой апостол (Ин. 20:28).

У нас в стране Антипасха связана со временем, когда разрешается жениться. В народе этот период называется «Красная горка». На этот день приходится большинство свадеб, венчаний и обрядов сватовства.

Красная горка - это любимый в народе, весенний и первую очередь молодежный праздник. Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми!

Особенно любили Красную горку молодые люди. Считалось, что девушки и юноши обязательно должны повеселиться, чтобы потом хорошо выйти замуж или удачно жениться.

Красная горка не проходила без свадеб. Брак, заключенный в это время, обещал быть очень крепким. В этот же период родители выбирали своим детям невест и женихов.

На Антипасху всегда устраивались различные соревновательные конкурсы. Молодые люди показывали свою силу, а девушки умение танцевать.

По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.


Последние изменения: 14.07.2021 16:11


Читайте также