logo
Государственная научная библиотека Кузбасса
им. В.Д.Федорова
close

textsms Задать вопрос

Рецензии

Июнь-июль: «Книга автора с моими инициалами»,

Июнь-июль: «Книга автора с моими инициалами», Привалихина Екатерина Александровна

Я прочитала книгу «За секунду до взрыва» Екатерины Польгуевой (Е.П).

Я люблю хорошую подростковую литературу, в ней всегда какая-то особенная искренность. Эмоции зашкаливают, кажется, невозможно дать ответы на вопросы, которые перед тобой ставит взрослая жизнь, близкие люди то понимают тебя, то не понимают – всё это в хорошей книге сминается в один комок, переосмысляется и переворачивается. И в идеале после прочтения у читателя появляется надежда, что всё будет хорошо.

Марта живёт в городе, вокруг которого идёт гражданская война, конфликт в самом разгаре, и он уносит жизни мирных жителей. Отец и младший брат Марты погибли, как и многие ученики из её школы. Люди вокруг пытаются жить нормальной, обычной жизнью, но получается так себе, на улицах ловят нарушителей без документов и сурово карают. Тут мне вспомнилась другая книга для подростков про войну: «Как я теперь живу» Мег Розофф – в которой точно так же насилие очень быстро становится обыденностью.

Линия раздела «свои-чужие» проходит по сердцу Марты, потому что её лучший друг оказался не тем, за кого его все принимали. Ей придётся найти способ жить дальше и бороться за мир так, как она умеет.

Автор говорит нам устами одного из персонажей, что есть «люди для войны» и «люди для мира», такая же идея, например, в книге «Ложечник» Марьолейн Хоф (тоже отличная подростковая книга о том, что некоторых людей нельзя научить «давать сдачи» и «быть мужчиной», они просто другие).

«…кто-то — просто другой, и судьба у него иная. И призвание другое. Некоторые должны и стрелять, и убивать, — увы, без этого никуда. Но ты-то ведь этого не хотел никогда. Ты — человек мира, а не войны. Потому что умеешь мирить и объединять, умеешь видеть людей по обе стороны конфликта. И знаешь, такие миротворцы скоро будут гораздо важнее, чем генералы вроде меня. Пока снова не придет время вояк».

Хотелось бы верить, что будущее нашего мира должно быть в руках людей, не знающих жестокости, не желающих причинять боль, а эмпатичных и созидающих. «Бесконечного мира в ближайшие лет двести явно не предвидится. Но и бесконечных войн не бывает тоже. Кто будет строить мир, когда эта война окончится? Если всех таких, как ты, как Марта, как ваш отец, как директор Силик, поубивают…».

Апрель-май: «Произведения с несколькими сюжетными линиями»,

Апрель-май: «Произведения с несколькими сюжетными линиями», Привалихина Екатерина Александровна

Я прочитала роман «2666» Роберто Боланьо. Роман большой, 910 страниц в бумаге, 43 часа аудио, и объединяет в себе пять разных сюжетных линий, которые причудливо переплетаются, но так и не сходятся однозначно воедино.

О чём роман? Первая часть о четырёх литературных критиках, которых поначалу объединяет только любовь к творчеству немецкого писателя Арчимбольди, а потом они оказываются связаны и крепкой дружбой, и любовным четырехугольником. Первая часть для меня была относительно скучной, но сразу понятно, что это только начало, не вся история. И именно литературные критики приводят нас в Мексику, где они надеются отыскать какую-нибудь информацию о неуловимом писателе, который не дает интервью и не раскрывает подробности своей биографии.

Герой второй, довольно короткой части – профессор философии Амальфитано, с которым начинает происходить что-то непонятное после обнаружения неизвестно откуда появившейся в его вещах книги. Он переехал в мексиканский городок Санта-Тереза вместе со своей дочерью, и это подводит нас к дальнейшим событиям, которые происходят здесь же.

В третьей части мы следуем за журналистом Фейтом, который приехал в Санта-Терезу, чтобы подменить погибшего коллегу, который писал о спортивных мероприятиях. В городе происходят убийства женщин, и возможно, смерть коллеги-журналиста тоже как-то с ними связана.

Четвертая часть читается как тру крайм, с подробностями травм на обнаруженных телах, описаниями одежды жертв и т.п. И жертв много, по нескольку тел обнаруживают в Санта-Тереза и окрестностях почти каждый месяц. Какие-то преступления раскрываются сразу же – убийство из ревности или в пылу ссоры. Но всё больше становится убийств, которые нераскрытыми уходят в архив. И все убитые – молодые женщины или девочки. Полиция создает видимость деятельности, по крайней мере, как минимум один раз они уже заявляли, что поймали убийцу женщин, и он сидит в тюрьме. Но убийства не прекращаются.

Жизнь загадочного писателя Арчимбольди описана в пятой и заключительной части романа, и после неё захотелось перечитать или переслушать всё с самого начала, внимательно отмечая все отсылки от одной истории к другой.

Несмотря на объём, заскучать этот роман точно не даёт. И хотя он состоит из прямо-таки отдельных сюжетов, которые автор изначально задумывал публиковать отдельно, эти сюжеты создают единое полотно, показывая нам происходящее с разных сторон.

Март: «Книга, которую я прочту в последнюю очередь»,

Март: «Книга, которую я прочту в последнюю очередь», Валялина Алина Сергеевна

Сразу скажу – тяжко! Очень долго я думала: Как? По какому признаку? Для кого? По мне так нет, таких книг, в каждой можно что-то найти полезного, ну или хотя б посмотреть, как правильно слова пишутся.

Но, для конкретной темы марта и нашего марафона на ум пришли книги, которые я читаю или, вернее сказать, слушаю, так как время тратить не сильно хочется – это те, которые учит нас самосовершенствованию за несколько шагов. Книга учит стать лидером и миллионером. Что-то вроде: «Как избавиться от стресса за 4 шага» Саманта Броди; «7 навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови; «Я манипулирую тобой. Методы противодействия скрытому влиянию» Никита Непряхин; «Просто делай! Делай просто!» Оскар Хартманн.

Все эти книги я прослушала. Да, для кого-то может это и прям вау и что-то новое они для себя находят и делают. Есть толк в их жизни от таких книг, но не у меня. Не работают они со мной, но может быть, я просто неправильно их воспринимаю. В итоге читаю/слушаю я такого рода литературу, когда время в дороге надо убить.

Моя мысль одна - не стоит идти по сказкам успеха других людей. Карнеги умер в одиночестве, автор «Как быть счастливым и найти много друзей», Ален Кар потерял сына от передозировки, автор «Как бросить пить и курить». Много могу авторов привести которые не смогли прожить так, как советуют это читателям.

Но прочитать все эти книги все равно можно, потому что там есть умные и полезные мысли.

Март: «Книга, которую я прочту в последнюю очередь»,

Март: «Книга, которую я прочту в последнюю очередь», Привалихина Екатерина Александровна

Я очень редко читаю романтическое фэнтези, а на днях увидела ролик из буктока, в котором мужчина читает Сару Дж. Маас, захвачен эмоциями, сразу бежит за второй книгой. Ну, думаю, мужику так понравилось, а вдруг и мне?

Итак, Сара Дж. Маас – «Королевство шипов и роз». У этой книги на сайте гудридз почти 2,5 миллиона оценок и средняя оценка книги 4,2 из 5. Могу предположить, что один из секретов успеха – то, как написан текст. Короткие предложения, нет никаких сложных конструкций, книга читается быстро и без усилий. Сюжет прямолинейный и незамысловатый. На отдых? На пляж? Да!

Вхождение в книгу очень лёгкое, одна из претензий к жанру фэнтези всегда в том, что нужно сначала разобраться, кто есть кто, чем реальность отличается от нашей. Тут всё доступно и просто, никаких долгих объяснений.

Построение мира – не самое сильное место этой истории. Страну фэйри мы почти не представляем за пределами поместий, где происходит действие (хотя даже карта есть, всё как во взрослом фэнтези). С описаниями вообще расплывчато.

«Место, куда я попала, мгновенно меня пленило. Я поняла, что мне не хватит слов, чтобы рассказать о нем. И даже если бы мне удалось запечатлеть его на полотне, моя картина оказалась бы лишь бледным отсветом удивительной реальности. Таких красот я еще не видела»

Дальше автор немного описывает пейзаж, но очень скромно. В первую очередь она обращается не к воображению читателя, описывая то-то и то-то, а к эмоциям, как бы говоря: представьте неописуемую красоту. Окружение здесь только фон, не более. Общественное устройство объясняется только на том уровне, на котором это нужно для сюжета здесь и сейчас. Волшебный мир описывается тоже в процессе, героиня сталкивается с каким-нибудь существом, окружающие ей объясняют: «ну у нас ещё вот такие есть, да».

Сюжет простой, но, в общем-то, годный и проверенный веками: злая колдунья околдовала прекрасного фэйри, и только искренняя любовь человеческой девушки может его освободить, чтобы его спасти, нужно пройти три испытания, а ещё в процессе образуется любовный треугольник с другим, не менее прекрасным фэйри. Любовные сцены уместные и небесячие.

Всё бы ничего, но я обычно ценю фэнтези за другое. За то, что этот жанр позволяет поместить обычных, правдоподобных людей в необычные условия, подвергнуть невероятным испытаниям. А читатель смотрит, какие качества в них раскроются, где они будут черпать силы в трудный момент, и изо всех сил сопереживает.

Главной героине очень сложно сопереживать. Ей 19 лет, со своей семьей она только существует на одной территории, привязанности нет ни к бойфренду, ни к отцу, ни к сестрам (правда, с сестрами потом, по ходу действия, отношения улучшаются, но они далеки от по-настоящему сестринских), ни к матери, которая умерла – ну и хорошо, одним голодным ртом меньше. Теплых чувств нет ни к кому и ни к чему. Она любит рисовать, но в основном только злится, что нет нужной краски, и что родные насмехаются (как ей кажется) над рисунками, которыми она украсила дом.

Когда героиня оказывается в стране фэйри, она вспоминает об отце и сестрах, беспокоится о них, поэтому правитель фэйри обещает позаботиться о её семье. И она думает, что теперь они не будут рады, если она вернется, потому что тогда фэйри перестанут их содержать.

«…меня там не ждут и моему возвращению никто не обрадуется. Когда привык вечно недоедать, а то и голодать, сытое брюхо становится дороже сестры и дочери».

Когда потом ненадолго возвращается обратно в страну людей, то всё время помнит о том, что она особенная, не такая, как все, для неё важно другое.

«Казалось бы, простые события, привычные в мире людей: умирающие родственники, оставляемое ими наследство, огорчения живых, не успевших проститься. … Вот что, оказывается, волновало моих близких. Вот что было значимо для них»

То ли дело мускулистые мужики-фэйри, вот о чём надо волноваться на самом деле, правда же?!

Сестра обожает садоводство, разбила садик и сама в нём работает, не позволяя этим заниматься слугам. Но всё не то, чего там у этих простых смертных может быть хорошего.

«Видела бы она роскошные сады вокруг дома Тамлина. Цветы Двора весны не знали увядания. Я представила, как удивилась бы Элайна. Может, даже заплакала бы от зависти»

Т.е. представить, что кто-то может без зависти порадоваться красоте, героиня не может. Никаких внутренних изменений в ней в рамках этой книги нет. Даже любовь к её избраннику-фэйри описана в основном как физическое влечение, а не какие-то глубокие чувства.

Можно ли с этой книгой хорошо провести время? Да, конечно, не сомневаюсь, что она доставила читателям много приятных минут. Но это совсем не то, что я обычно выбираю для чтения. Мне хочется больше психологизма даже в волшебных историях. Неоднозначных героев, которые развиваются. Более глубокого исследования мира. Думаю, что всё это возможно найти в жанре романтического фэнтези, только не в этот раз.

Март: «Книга, которую я прочту в последнюю очередь»,

Март: «Книга, которую я прочту в последнюю очередь», Виктор Шагиахметов

Сперва я думал написать разгромный отзыв на сборник стихов Ах Астаховой, но он явно не стоит своих денег (около 1500 р.). Также я посчитал бессмысленным браться за написанные под копирку детективчики и дамские романы, поэтому выбрал книгу, которая просто находится на периферии моих читательских предпочтений. Это мистический хоррор «Люди зимы» Дженнифер МакМахон.

Её хвалил книжный блогер Энтони Юлай, упомянув в одном ряду с «Воображаемым другом» Стивена Чбоски, а последнюю я отметил как худшую книгу из прочитанных мной за год. Поэтому я предположил, что «Люди зимы», скорее всего, оставят похожее впечатление.

Как оказалось, я заблуждался насчёт этого романа. Пусть он и не вызвал у меня чувство ужаса или тревоги, зато порадовал прекрасным переводом, выверенным литературным стилем и увлекательным повествованием.

О чём же эта книга? В 1908 году в городке Уэст-Холл у супругов Сары и Мартина Харрисонов умирает дочь Герти. Сара прибегает к магическому ритуалу, чтобы воскресить её. Спустя некоторое время оба супруга погибают – жена, предположительно, от рук мужа, муж – от собственной пули. В доме Харрисонов находят дневники Сары, которые частично проливают свет на произошедшее.

Сто лет спустя девятнадцатилетняя Рути, живущая в том же городке, просыпается и обнаруживает, что её мать бесследно пропала. Рути и её маленькая сестрёнка Фаун обследуют дом и находят документы незнакомых им людей и пистолет. Заподозрив неладное, Рути пренебрегает помощью полиции и самостоятельно пытается докопаться до правды.

Ещё одна героиня, Кэтрин, недавно потеряла сына Остина, а затем и своего мужа Гэри. Она наведывается в Уэст-Холл, где её супруг был накануне смерти. От хозяйки кафе Кэтрин узнаёт, что Гэри зачем-то встречался с местной фермершей. Разгадка поджидает её всё в том же доме, во дворе которого произошла таинственная трагедия 1908-го.

МакМахон ловко играет с читателем, заставляя его сомневаться в мистической составляющей этой истории: а не кроется ли за всеми этими жуткими обстоятельствами хорошо продуманная и жестокая авантюра?

Хотя это и жанровая беллетристика, роман не упрекнуть в схематизме или излишней предсказуемости, а наличие трёх сюжетных линий всё же позволяет расслабиться. Персонажи вышли вполне убедительными, но без особых отличительных черт: все они ведомы понятными целями и чувствами. Разве что финал показался мне неудачным и надуманным даже для истории об оживших мертвецах. Ещё шаг в сторону – и получилась бы комическая постмодернистская кульминация.

Январь-февраль: «Мемуары интересных личностей»,

Январь-февраль: «Мемуары интересных личностей», Привалихина Екатерина Александровна

Я давно хотела прочитать целиком книгу «На берегах Невы. На берегах Сены» Ирины Одоевцевой, но всё как-то руки не доходили, теперь вот дошли, спасибо книжному вызову! )
Это воспоминания, но не о жизни самой Ирины Владимировны, точнее, не о всей её жизни, а лишь о тех моментах, в которых она соприкасалась с жизнями Гумилёва, Мандельштама, Блока и других известных поэтов и писателей.

«Я пишу не о себе и не для себя, а о тех, кого мне было дано узнать «на берегах Невы».
Я пишу о них и для них.
О себе я стараюсь говорить как можно меньше и лишь то, что так или иначе связано с ними.
Я только глаза, видевшие их, только уши, слышавшие их.
Я одна из последних, видевшая и слышавшая их, я только живая память о них»

В первой части Одоевцева описывает свою учёбу в литературной студии Гумилёва, первую встречу с поэтом, его лекции и затем уже знакомство со многими другими поэтами гумилёвского кружка. Из книги не так уж много, но кое-что можно узнать об атмосфере в Петербурге начала двадцатых годов прошлого века.

«На Бассейной мешочники и красноармейцы предлагали куски грязного сахара, держа его для приманки на грязной ладони, и покупатели, осведомляясь о цене, ощупывали кусок сахара и, не сойдясь в цене, клали его обратно.
Правила гигиены, всякие микробы и миазмы, которых так опасались прежде: «Не трогай деньги! Пойди вымой руки!» – были теперь забыты»


Или вот такой интересный факт, что очереди называли «хвостами»:

«Ведь я в Москве, – глаза его ширятся, становятся пустыми, – почти голодаю. Нет, не почти, я просто голодаю. Хвосты! Всюду хвосты! Но я не умею стоять в хвостах. Я не могу хвоститься. Я – писатель. Я должен писать»

В достоверности сказанного писателями и поэтами можно и нужно, конечно, сомневаться, но не потому, что память подводила Одоевцеву, а потому, что сами рассказчики были личностями творческими и всё время творчески переосмысливали всё подряд, в том числе и скучные факты.

«Гумилев, вспоминая свое прошлое, очень увлекался и каждый раз украшал его все новыми и новыми подробностями. … импровизировал, красноречиво и вдохновенно, передавая свои воспоминания в различных версиях.
Если я робко решалась указать ему на несовпадение некоторых фактов, он удивленно спрашивал:
– А разве я прошлый раз вам иначе рассказывал? Значит, забыл. Спутал. И к тому же, как правильно сказал Толстой, я не попугай, чтобы всегда повторять одно и то же. А вам, если вы не умеете слушать и наводите критику, я больше ничего рассказывать не буду, – притворно сердито заканчивал он»


Во второй части действие происходит уже за границей, в эмиграции.

Ирина Одоевцева как будто пишет роман, в котором главным героем становится тот, о ком сейчас идёт речь: Мандельштам, Блок, Гумилёв, Белый, Ахматова, Северянин, Есенин, Мережковский, Гиппиус, Тэффи, Адамович, Георгий Иванов, Бунин.

Описаны во множестве как многолюдные писательские посиделки и обсуждения, на которых ссорились, мирились, шутили, спорили, так и более личные встречи, неожиданные признания и откровения.

Одоевцева записывает свои личные впечатления о людях и спорит с биографами писателей, говоря: нет, тот-то или тот-то был совсем не таков. Пишет она не обо всём подряд, а только о каких-то моментах, которые ей важно рассказать, которые, как ей кажется, дадут представление о упоминаемом человеке тем, кто не имел возможности встретиться с ним лично. Она приводит свой разговор с Адамовичем, в котором он говорит:

«…вы ведь пишете доброжелательно. Пожалуй, даже слишком доброжелательно. Все всегда у вас лучше, чем были. Немного такими, как их задумал Бог. Вы смываете с них их грехи и пороки. Они как отражение в магическом зеркале. Вы так ловко это делаете, что они все у вас оживают. Но неужели вам не хочется рассказать про них и дурное? Они от этого еще выиграли бы. Неужели вам не хочется показать их неприукрашенными, в их «натуральном безобразии»?
Я покачала головой:
– Не хочется. Я ведь никогда не привираю. Я только иногда не все говорю, что знаю»


Воспоминания увлекательные, рисующие участников событий самыми разными красками, тут нет черного и белого, а есть множество оттенков: и ревность, и зависть, и доброта к ближнему, и мелочные обиды, и неуверенность в себе. Но всегда и у всех любовь к творчеству, к слову.

Теперь я узнала, откуда взяты некоторые литературные анекдоты, гулявшие по сети, например, вот этот, про Мандельштама:

«У Жоржа была прислуга. Она меня терпеть не могла. Меня почему-то все прислуги не выносят, как собаки почтальонов. Жорж как-то повесил у себя над диваном портрет Пушкина. А прислуга возмутилась: «Эх, мало вам, что ваш Осип тут с утра торчит. Еще, чтобы любоваться, его богомерзкую морду на стенку повесили». И так и не поверила, что это не моя богомерзкая морда. Все же, хоть и дурой-бабой, а лестно быть принятым за Пушкина»

Январь-февраль: «Мемуары интересных личностей»,

Январь-февраль: «Мемуары интересных личностей», Валялина Алина Сергеевна

Закончила прослушивание книги «Мемуары Екатерины II» и сразу решила писать отзыв на нее. Но вдруг в голову пришли воспоминания про другие прочитанные издания: «Автобиография Агаты Кристи» и «Коко Шанель. У женщин нет друзей» и др.
Скажу про все и сразу. Люблю читать мемуары и автобиографии известных и интересных людей. Хочешь узнать историческую личность с другой стороны – прочитай автобиографию.
В моем случае познакомилась поближе с необычными и очень яркими женщинами-личностями своего времени. Наверное, как раз то, что книги написаны в таком жанре и не по специальному образцу или шаблону, а идут из глубины души и воспоминаний, как будто человек просто рассказывает кому-то близкому всю свою жизнь, смакуя какие-то воспоминания детства, вспоминая с любовью близких, разные случаи из жизни, описывая свои ощущения и одновременно давая нам какие-то факты из жизни тех эпох, в которых жили персоны.
Конечно же, каждая книга имеет свои достоинства, все зависит от вашего интереса к человеку, а если нет интереса, то и читать нет смысла.

    Последние изменения: 03.04.2024 13:10