Фэнтези – достаточно молодое явление в литературе. Этот жанр возник в первой половине XX века в Англии и ведет свою родословную от народных эпосов европейских стран. Получив широкую популярность как ответвление от фантастической литературы, фэнтези к концу XX века превращается в целостный и динамично развивающийся культурный феномен. По мнению многих исследователей, на сегодняшний день фэнтези занимает ведущее место в круге чтения детей, подростков и молодежи.
Во второй половине ХХ века в мировой литературе явственно проявляется стремление к созданию целостной специфической идеальной картины волшебного мира, объединенной типом миро чувствования и миропонимания писателя, воплощающей его нравственные и эстетические ориентиры.
Следует отметить, что фэнтези своим существованием в значительной степени обязана традиционной волшебной сказке. И именно поэтому герои ее сохранили все основные черты сказочных героев, будь то главный Положительный Герой или Герой – Зло. Эта антитетическая пара обязательна для фэнтези как волшебной сказке. Также обязательно и разделение героев на героев – идеологов – тех, кто знает Истину, героев, проходящих путь исканий, и, наконец, антигероев (врагов). Именно всё это и делает жанр фэнтези привлекательным для разновозрастной читательской аудитории.
Исследователи, рассматривая специфику жанра фэнтези, в большинстве случаев противопоставляют его научной фантастике, отмечая следующие жанровые признаки:
- магия, фольклорные персонажи, наличие потустороннего мира (мир, нигде не существующий, обладающий свойствами, невозможными в нашей реальности);
- авантюрный сюжет (квест, война и т.п.);
- средневековый антураж (скрытое противопоставление технологий и волшебства в пользу последнего);
- противостояние добра и зла (ключевой элемент повествования, психологическое правдоподобие взаимодействия персонажей на уровне их качеств, характеристик, переживаний).
Большинство исследователей, несмотря на обязательное наличие магии, волшебства, не склонны рассматривать фэнтези как «сказки для взрослых», предпочитая указывать на объединение элементов эпоса, сказки и мифа. «Сказка задает рамки своеобразной игры, связанной с условностью веры и условностью чуда. В мифе, напротив, чудо повседневно, а вера наивна», фэнтези же «балансирует между волшебным вымыслом сказки, правдоподобием эпоса и привычными архетипами мифа, принимающими на себя функцию символа».
Противопоставляются ли эти понятия друг другу или же они являются синонимичными. В современном понимании фантастику можно определить, как один из видов литературы, которая способна создавать волшебную, чудесную картину мира, противопоставляющая существующей реальности и привычным для всех нас понятиям. Главным отличием между фэнтези и фантастики принято считать волшебство. Если в фантастике — максимально далекой от науки и реализма — принято хотя бы делать вид, что элементы «нереального» имеют обоснование, то в фэнтези многое может происходить «по волшебству». Фэнтези, в отличие от фантастики, не стремится объяснить мир и возможности героев с рациональной точки зрения, а принимает его таким, какой есть.
Мы подготовили для вас подборку лучших книг в жарне фэнтези: https://kemrsl.ru/luchshie-knigi-fentezi.html
Автор: Самусева Екатерина Юрьевна.