Эссе «Я – библиотекарь!»
В детстве, несмотря на любовь к чтению, я мечтала стать не библиотекарем, а учителем. Но судьба распорядилась за меня, и я считаю, все произошло так, как и должно быть.
Именно на этом месте работы я поняла, что такое многозадачность. Многозадачность в моей работе – это за один день принять и выдать разным классам в разных параллелях пять тысяч учебников. Или обслужить за один день более 100 читателей с разными запросами. Или: выдать учебники, художественную литературу, провести экскурсию по библиотеке для ребят из партнерского для нашей школы детского сада, поработать с должниками, провести пару массовых мероприятий для разных классов, научить правильно составлять библиографический список, выслушать читателей и иногда дать им совет (ведь бывает, что школьная библиотека – это единственное место, где ребенок может спокойно побыть в одиночестве и поделиться сокровенным), – и всё это тоже за один день! Жизнь проходит в быстром темпе. С такой работой не заскучаешь, и это мне нравится, это интересно!
Распространено мнение, что современное общество не так сильно нуждается в библиотекаре и библиотеке в целом, но я считаю иначе. Ведь я могу помочь подобрать юному читателю книгу по его возрасту и интересам – такую, которая его порадует и научит. Я могу поделиться своими впечатлениями от прочитанного, а также выслушать воодушевленного читателя. Люди редко сейчас обсуждают друг с другом прочитанные книги – а ведь это так сближает и развивает, и хорошо, что с моими читателями мы делаем это постоянно!
Я считаю, что человек, который работает библиотекарем, должен не только любить чтение и книги, но и обладать такими качествами, как понимание, чувство юмора, креативность, любознательность и неиссякаемый оптимизм – именно благодаря этим качествам библиотекарь может стать, как поется в песне В. Шубина, «душ наших лекарем». Ведь библиотека, особенно школьная, – это не только книги и чтение, но и 1000 других полезных и интересных дел, которые она организует вместе со своими читателями – ребятами. В моей библиотеке это участие в акциях «Красная гвоздика», «Георгиевская лента», «Читаем детям о войне», «Письмо солдату», «Мы Zа жизнь», «Летят над миром журавли», «Книжки очень я люблю, их подклею, подошью», «Читательская ленточка», «Дарите книги с любовью», «Читающие родители», «Кто, если не мы?!», создание «виртуальной» выставки «Моя любимая книга», челленджи «Самые-самые книжные мамы», «Мой классный – самый классный», «По следам космических достижений», «Любимые стихи», «Читаем Сергея Михалкова», флешмоб «В книге жизнь, в компьютере новости», литературное ГТО «Сказки знают все», квиз «Библиотечный эрудит» и другие.
Как на любой работе, у меня, не скрою, бывают дни, когда накатывает усталость и опускаются руки и не хочется продолжать свою работу. Ведь мои пользователи и читатели – это 1448 детей, 85 учителей и других сотрудников школы, и у всех них разные запросы и стиль общения. Не всегда в школьной библиотеке есть та литература, те источники информации, которые нужны пользователям – и это огорчает и их, и меня. Не всегда просто заполнять срочные отчеты, которые требуются от библиотеки, или решать вопросы комплектования в условиях нехватки финансирования, постоянно меняющейся нормативной базы в области учебников и закупок. Не всегда легко быстро перестроить свой рабочий график, который может неожиданно измениться вместе с меняющимися ежедневными задачами образовательного процесса школы.
Но, когда трудно, я вспоминаю главную награду за свои труды – это дети, их счастливые глаза, улыбки, с которыми они каждый раз заходят в библиотеку, встречают на улице, здороваются и спрашивают меня о планах на день или дне уже прошедшем, о новых книгах, желают удачного дня, рассказывают о себе. В начавшемся учебном году самые «теплые» мои читатели, общение с которыми всегда поднимает настроение – это ученики 5 «Б» класса. Часто пятиклашки в сентябре ведут себя отстраненно и слегка заносчиво: ведь они перешли на другую ступень обучения – стали «взрослыми». Но ребята из 5 «Б» никогда не пройдут молча мимо, всегда поздороваются и, по привычке современных детей, обнимут. «Обнимашки» – обязательный элемент общения со мной и у многих других ребят. Благодаря моей работе, я могу наслаждаться теплом человеческого общения и фигурально, и буквально!
Как любой специалист, я постоянно учусь, профессионально совершенствуюсь – мне важно в своей работе использовать современные методы обучения, воспитания и привлечения к книге и чтению, чтобы заинтересовать как можно больше детей. Многие из мероприятий, которые я провожу, находят яркий эмоциональный отклик у моих читателей. Например, занятие «Моя любимая книга». На нём ребятам с помощью карандашей и фломастеров надо придать бумажной заготовке-человечку портретное сходство с собой или своим другом. Потом каждый ребенок рисует обложку книги, о которой хотел бы рассказать другим. Обязательное условие – написать на ней автора и название произведения, а на внутренней стороне обложки указать теги, описывающие книгу – так ребята закрепляют знания об обязательных элементах оформления обложки и совершенствуют умение выделять ключевые слова и темы текста. Нарисованную «книжку» ребята вкладывают человечку в ручки так, будто он её читает. В результате у каждого класса получается бумажная «виртуальная книжная выставка»: человечки держат в руках свои любимые книги. Выставку можно разместить на столе, а в своей библиотеке я размещаю её на стене.
В разных форматах проходит мероприятие «Прочитал сам – посоветуй другу», на котором учащимся надо рассказать о своей любимой книге. Это мероприятие нравится и маленьким, и взрослым читателям.
Наглядность, визуализация популярны у детей, и поэтому всегда много желающих участвовать в акции «Читательская ленточка». Ребята украшают «Чудо-дерево», которое висит на стене библиотеки, разноцветными ленточками. Каждый цвет обозначает определенный жанр литературы. Так мы сообща определяем самые популярные у читателей жанры.
В литературном ГТО «Сказки знают все» ребятам было предложено сдать совершенно новый норматив – не физкультурный, а интеллектуальный. Учащиеся проверили свои знания в различных заданиях: «Узнай автора произведения по обложке книги», «Разгадай книгу, зашифрованную с помощью эмоджи», «Узнай название произведения по иллюстрации из книги». На квизе «Библиотечный эрудит» школьников ожидали увлекательные состязания, которые погружали их в захватывающий мир книги. Были предусмотрены различные раунды: «Кто на портрете», «Книжный BOOM», «Всё просто!», «Зашифрованная книга», «Логика». Формат проведения таких мероприятий, как «Сказки знают все» и «Библиотечный эрудит» – викторина: формат традиционный, но по-прежнему любимый. Современность ему придают яркие названия и формулировки заданий, его соответствие особенностям восприятия информации современными детьми.
Ярким событием для читателей моей библиотеки стало участие в межрегиональной сетевой акции «Самые-самые книжные мамы»: ребятам надо было найти отрывок из литературного произведения о маме, разместить его как пост в ВК, сопроводить пост иллюстрациями или видео. Я считаю, это здорово, что ребята используют социальные сети для такого дела, которое рекламирует чтение и позволяет сделать отношения в семье теплее.
И детям, и их родителям очень понравилась акция «Читающие родители»: учащимся надо было узнать у родителей, какие книги они читали в детстве.
То, что я делаю вместе с моими читателями и для них, я делаю с душой и от всего сердца. Закончить свое эссе хочу любимыми словами, сказанными Стивом Джобсом: «Единственный способ делать свою работу отлично – это любить то, что ты делаешь».
Орфография и пунктуация автора сохранены.